Захочу и стану птицей


Захочу и стану птицей --
Буду петь и веселиться.
Даже если я устану,
То летать не перестану.

Даша Луконина, 2б.

Один из уроков поэзии так и назывался "Захочу и стану птицей..." А дети дожны были продолжить строчку. Я вынесла в эпиграф лишь один из почти десятка вариантов, придуманных ребятами:"ведь фантазия моя -- безграничная"(цитирую еще одно юное дарование из 2б -- Лену Горбачеву). Вы даже не представляете, на какие шедевры (без кавычек!) способны девятилетние! А обзавелись второклашки из 81-й школы столь необычными уроками благодаря своему директору Л.А.Шмаковой, пригласившей известного челябинского поэта Нину Васильевну Пикулеву для занятий с начальными классами.

Урок поэзии в каждом из трех классов начинается одинаково -- трогательным ритуалом. "Здравствуйте, мои хорошие,-- звучит ласковый голос,-- дайте я на вас посмотрю",-- и враз притихшие малыши вытягивают шеи, чтобы заглянуть в глаза учителя. Про эти необыкновенные глаза я, если бы смогла, написала поэму. Но здесь ограничуь высказыванием: после знакомства с Ниной Васильевной я твердо убеждена, что хорошие стихи для детей и про детей может писать лишь человек с такими ясными, наивными, изумленными -- абсолютно детскими глазами (кстати, фотография не передает и десятой доли присущего ей обаяния.

Но вернемся к уроку. Сначала -- разбор домашнего задания, причем выполняет его тот, кто хочет и у кого оно получается, а оценку "выставляют" все вместе -- и учитель, и ученики. Сегодня из дому принесли "мирилки" и "дружилки".

Раз, два, три, четыре,
Будем жить мы только в мире.
Мы не будем больше драться,
Будем только целоваться,--

написала Цира Харчилава из 2в. Ну как? Одноклассники единдушно решили, что у нее поучилось "вкусно" (высший балл), и ее произведение отправилось прямиком в тетрадку к Нине Васильевне (ежемесячно в газете "Хроника" выходит детская страничка, подготовленная Пикулевой).

А класс тут же по собственной инициативе выучил эту "мирилку" наизусть.

Но не у всех придумывается сразу и удачно. После совместной "пробы на зуб" такое творение отправляется на доработку. Например, загадка Андрея Худенко из 2б в окончательном, "вкусном" варианте звучит так:"С длинным носом и ревет, в доме пыль всю соберет". А раньше было так:"И сосет, и ревет, в доме пыль всю соберет". Чувствуете разницу?

Во время таких обсуждений Нина Васильевна не навязывает своего мнения, мягко подводя учеников к правильному решению. Вообще, мягкость,доброжелательность -- отличительные черты характера моей героини. Она даже урок ведет как-то очень мягко, без напряжения, играючи. "Идти от ребенка", его возможностей, желаний, настроения -- главное для Пикулевой в ее работе с учениками. Не всегда дети настроены воспринимать серьезную тему. Хочется поиграть? Пожалуйста. Очень живо проходит игра "в рифму", когда услышанные в стихах созвучия второклассники обозначают хлопками. Еще одна игра -- викторина. Нина Васильевна напоминает ученикам стихи и прозу, с которыми они уже знакомились раньше, а те должны продолжить строчку и назват автора(кстати, это совсем не так легко, как может показаться). Да и просто послушать, как поэт читает свои и других авторов стихи, дети тоже любят.

Конечно, не всегда на урках поэзии царят полная идиллия и взаимопонимание. Ученики Пикулевой -- обыкновенные дети, и иногда бывают просто несносны. После одного из уроков я, движимая благими намерениями, кинулась советовать Нине Васильевне, как улучшить результаты, поднять КПД занятий. Она же, терпеливо переждав мои "реформаторские" порывы, мягко(опять-таки!) объяснила, почему не заставляет детей включаться в работу, если они того не хотят:"Я срываю только спелые плоды. Зеленое яблоко должно сначала дозреть". Нередко за шумным поведением и хулиганскими выходками какого-нибудь сорванца скрываются отнюдь не равнодушие к уроку или неуважение к учителю, а неуверенность в себе и обида, что не получается так хорошо, как у других. Поторопи его сейчас, выстави перед одноклассниками неумехой -- "яблочко" так никогда и не покраснеет. "Все должно происходить естественно, как в жизни",-- убеждена Нина Васильевна. Дети все очень разные по характеру, воспитанию в семье, способностям. Кто-то из них практически сразу стал что-то сочинять, придумывать, некоторым потребовалось время, усердие или помощь взрослых, а кому-то еще долго придется "дозревать" до своих первых строчек. Единственное, что одинаково нужно и тем, и другим, и третьим,-- это терпение и понимание взрослых, как раз то, что в достатке имеется у их наставницы.

Трудно сказать, станет ли кто-то из этих ребят поэтом или писателем, да и сама Пикулева отнюдь не ставит своей целью обучить их каким-то профессиональным приемам. Главное даже не привить им любовь к слову, литературный вкус, развить чувство прекрасного(что,безусловно, важно, и это делается), а научить жить в гармонии с собой, с окружающими, с природой, научить их радоваться жизни и делиться этой радостью с другими. Вот именно, пооделиться радостью -- это то, чему с первого урока учит Нина Васильевна своих подопечных. Разве не об этом стихотворение Вали Павличук из 2б?

Захочу и стану птицей:
Полечу я в небо -- к солнцу.
Захочу и стану рыбой:
Буду жить я в море синем.
Захочу и стану птицей:
Буду песни петь о счастье,
Чтобы люди всего мира
Жили дружно, справедливо.

Т.Потапова