Немного о гимназии

 

Это было семь лет назад. Получив закрепленное законом право творить, коллектив гимназии решил определить ведущее направление своей деятельности, которое цементировало бы имеющиеся уже наработки и наиболее полно способствовало воплощению цели всего образования, а именно ? воспитанию всесторонне развитой личности. К тому времени мы уже понимали, что увеличение часов на преподавание математики или литературы не есть способ решения проблемы. А значит, нужно искать свой путь к совершенствованию личности ребенка.

Во время работы в инновационном режиме педагогическим коллективом гимназии в сотрудничестве с учеными городов Челябинска и Москвы была создана концепция гимназического образования, на основе которой разработан учебный план и учебно-методический комплекс гимназии. Программы учебных циклов скорректированы с учетом гимназического компонента образования, разработаны программы инновационных учебных курсов и спецкурсов, позволяющих не только дать широкие гуманитарные знания, но на их основе развить творческие начала, заложенные в ребенке.

Для реализации концептуальных идей в гимназии были созданы новые структурные подразделения: кафедры и центры.

Кафедры

Центры

На базе гимназии работает филиал городского Научного общества учащихся - Научное общество учащихся гимназии.

 

Особенности организации образовательного процесса

 

В основу организации гимназического образования взяты следующие основные положения:

Используемые средства гуманитаризации общего образования:

- увеличение количества изучаемых дисциплин,

- увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин,

- разработка новых программ по гуманитарным предметам,

- выявление гуманитарных аспектов в предметах естественно-научного и физико-математического циклов.

- усиление исследовательских подходов в учебной деятельности.

В соответствии с требованиями гимназического образования изменены существующие методики преподавания и формы организации учебного процесса.

Программы учебных циклов скорректированы с учетом гимназического компонента образования, разработаны программы инновационных учебных курсов и спецкурсов, позволяющих не только дать широкие знания, но и развить творческие начала, заложенные в ребенке. Для успешной реализации новых программ учителями гимназии разработан комплекс развивающих методик преподавания, позволяющий развивать интеллектуальные способности учащихся с учетом индивидуально-типологических особенностей личности, методики формирования и развития общеучебных мыслительных умений и релаксационные методики , предотвращающие риск вторичной школьной дезадаптации в режиме интенсивной учебной нагрузки.

В связи с этим особенностью учебного плана гимназии является максимальная индивидуализация обучения, позволяющая каждому учащемуся гимназии иметь индивидуальный учебный план в соответствии с выбранной специализацией и уровнем обучения, что дает возможность формирования высокообразованной личности, способной к творческой деятельности. Индивидуализация обучения в гимназии достигается введением индивидуального компонента: система предметов по выбору, спецкурсов, факультативов, студий. Учащийся имеет право определить себе самостоятельно свой собственный учебный план, свой собственный профиль обучения. Сама структура процесса обучения в гимназии, предусматривающая индивидуализацию обучения , предлагает воспитаннику гимназии право выбора в соответствии со склонностями и направленностью его личности, а также возможность специализировать, углублять и совершенствовать свои знания в той или иной области. Логика формирования вариативной части учебного плана такова:

Организация образовательного процесса с учетом индивидуализации обучения

Индивидуализация обучения предполагает множество форм организации образовательного процесса :

1. Формирование групп учащихся для совместного обучения на основе психолого-педагогической диагностики с учетом их индивидуальных типологических особенностей.

2. Формирование классов и групп внутри классов с учетом индивидуальной специализации обучения (?индивидуальный компонент?).

3. Обучение отдельных учащихся по индивидуальным учебным планам и программам.

4. Индивидуальная работа учащихся над ?творческими? заданиями.

С целью обеспечения объективности оценки в образовательной, познавательной, научной и художественной деятельности учащихся в гимназии введена рейтинговая система.

Исследования уровня умственного развития учащихся школ города Челябинска Городским психологическим центром в течение трех лет показало, что учащиеся гимназии устойчиво занимают 2-3-ю позицию в городе.

Многочисленные тесты и опросы позволяют сделать вывод об удовлетворенности родителей и учащихся гимназии широким спектром образовательных программ, методик и форм организации образовательного процесса, о высокой результативности работы гимназии.