Иностранные языки

Одним из важнейших компонентов гимназического образования, ставящего своей целью интеллектуальное развитие личности, является преподавание иностранных языков, причем, в отличие от общеобразовательной школы, отношение к иностранному языку предполагает изменения в программе на всех уровнях обучения. Целевая установка гимназии на развитие интеллектуальных способностей учащихся заставила нас пересмотреть взгляд на преподавание иностранных языков, которым должна отводиться существенная роль в повышении уровня гуманитарного образования.

Положение в изучении иностранных языков, в котором пребывала советская, а сейчас находится и российская школа, не может не вызывать беспокойства и тревоги. Даже сегодня, когда в обществе происходят коренные перемены, мы продолжаем учить детей по программам и учебникам, составленным четверть и более века назад.

Расширение возможностей самопознания и самореализации личности невозможно без изучения иностранных языков как средства познания другой культурной среды. Исторически сложившийся тип классической русской гимназии предполагал глубокое изучение иностранных языков, как современных (английский, немецкий, французский),так и древних (латинский и греческий).

Достижение высокого образовательного уровня в этой области знаний невозможно без понимания языка как элемента культуры. Глубокое знакомство с обычаями, традициями, культурой страны изучаемого языка достигается посредством спецкурса ?Страноведение?.

Выполняемые учащимися исследовательские работы (?Проникновение английского языка в нашу жизнь: плюсы и минусы?, ?Французские заимствования в английском и русском языках?, ?Немецкая молодежь сегодня: социологический аспект?) позволяют сделать вывод о достижении отдельными гимназистами уровня методологической компетентности.

Особенно важна роль видеокурсов на начальном этапе обучения. Необычность сюжета, прекрасный английский, легкость и доступность в сочетании с напором, дают детям ощущение праздника, который они будут долго помнить. Поэтому одной из важнейших задач кафедры иностранных языков гимназии является создание видео- и фонотеки различных видео- и аудиокурсов.

Язык не может существовать вне связи с культурой, политикой, историей страны. Изучая иностранный язык, гимназисты должны приобщаться к культуре иноязычных стран. С этой целью мы предполагаем ввести спецкурсы по литературе, музыке, искусству, истории, традициям и обычаям тех стран, язык которых изучается. Большую роль в расширении языкового и страноведческого кругозора играют творческие работы учащихся, организация и проведение праздников, тематических вечеров, олимпиад, конкурсов и викторин.

В учебный план гимназии, как мы уже отмечали, наряду с изучением современных иностранных ?живых? языков, включен и латинский язык. В связи с возрождением российской гимназии возрождается и интерес к предметам антиковедческого цикла, стержнем которого является преподавание латинского языка. Изучение латинского языка является одним из действенных способов развития логики и совершенствования интеллектуальных способностей, он помогает учащимся гимназии лучше понять ценности мировой культуры, выросшей из античной цивилизации. ?Без знакомства с крупнейшими литературными памятниками античности невозможно понять искусство, литературу, музыку XVII-XIX, а отчасти и XX века? (Н.Л.Кацман). Знание античной культуры является непременным условием формирования всесторонне развитой личности, кроме того, именно в знании латинского языка скрыт ?ключ? к пониманию многих явлений как в русском, так и в современных иностранных языках. Вместе с тем, латинский язык создает прочную лингвистическую основу для изучения других иностранных языков. Обучение латинскому языку введено в гимназии с 1994 года по программе Подосинова А.В. (Подосинов А.В. Введение в латинский язык и античную культуру: В 3 ч.; М. 1994). Преподавание начинается с пятого класса, помимо изучения латинского языка, учащиеся знакомятся с литературными памятниками античности, музыкой, поэзией, что ,конечно, обогащает их внутренний духовный мир, способствует развитию мыслительных способностей.

В 1994 году в гимназии началось обучение второму иностранному языку учащихся пятых классов. Учащимся 9 ? 11 классов будет предоставлена возможность изучения третьего иностранного языка по выбору, по методике интенсивного обучения в качестве спецкурса.