Ккафедра методики физического воспитания создана в 1990 году и объединяет учителей физической культуры и ОБЖ
.Квалификационный состав
: учителя высшей категории ? 1учителя первой категории ? 4
учителя второй категории (молодые специалисты) ? 1
Из них отличники народного образования ? 2
Заведующий кафедрой Валерий Владимирович Ходас
, учитель высшей категории, отличник народного образования.?Здоровье ? это состояние полного духовного
, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов?(Из Устава Всемирной организации здравоохранения)
Первостепенное значение ?физического благополучия? для здоровья человека несомненно
, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.Основополагающим принципом физкультурного воспитания в гимназии является единство физического самосовершенствования
, духовного становления и социальной адаптации. Для реализации данного принципа определено оптимальное соотношение и содержание физического образования и умственного воспитания.Специфическим для физкультурного воспитания ученика стал принцип объективности формирования мотиваций и потребности в самовоспитании
. Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принципа потребовала разработки новых подходов к системе оценки физического здоровья ученика, чтобы он не только понимал, но и внутренне принимал стоящие перед ним задачи, переживал за свое физическое состояние.Во временном государственном образовательном стандарте по физической культуре указаны принципы деятельностного и личностного подходов
. Несомненно, они являются основополагающими для всей стратегии воспитания физически, духовно и социально культурного ученика. Нам представляется данный принцип как итоговый для перечисленных выше принципов перестройки школьной физической культуры.Принципы являются отправными пунктами для определения цели
, направленности и содержания концепции физкультурного воспитания учеников в общеобразовательной школе того или иного типа. Принципы определяют структуру учебного плана, а эффективность его выполнения зависит от качества учебных программ. Исходя из основополагающей идеи гимназии ? ?личностно-ориентированное обучение, направленное на формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и духовных свойств личности в условиях повышенной учебной нагрузки?, была разработана программа физического воспитания гимназистов.В общей педагогике для самовоспитания личности предлагается формула
: ?знание ? убеждение ? поведение ? привычка? (Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. ? М.: Мысль, 1986). Применительно к физическому самовоспитанию мы ее видоизменяем ? ?знания ? умения ? привычка ? потребность?. Соблюдая эту формулу, мы решаем главную задачу физического воспитания ? формирование потребности самосовершенствования.В гимназии по специально разработанной программе преподается инновационный учебный курс ? ?Теоретический курс по физической культуре? для учащихся 8 ? 9 классов ( автор Ходас В
.В., заведующий кафедрой физической культуры). Этот курс был разработан с целью физического воспитания учащихся с акцентом на формирование их личностной физической культуры. При этом предполагалось не только воспитание физически активной личности, но и интеграция знаний и умений в пониманиеи собственного ?Я? как биосоциального существа.Авторитет школы среди родителей нередко определяется не столько уровнем образовательного процесса в ней
, сколько возможностями отвлечь детей от улицы. Для детей же в жилом микрорайоне, не имеющем должной социально-культурной базы, школа остается единственным местом, где они стремятся найти условия для общения и самовыражения своей бурной жизнедеятельности. Поэтому для нас с самого начала стоял вопрос о количестве и содержании занятий физическими упражнениями: они должны быть по возможности ежедневными и интересными. Программа физического воспитания включает в себя следующие виды физической деятельности: спортивные игры (волейбол, баскетбол и др.), легкую атлетику, гимнастику, ритмическую гимнастику, атлетическую гимнастику, лыжную и конькобежную подготовку, плавание, подвижные игры, восточные единоборства. Многообразие видов физической деятельности обосновано необходимостью расширения арсенала двигательных действий ученика, формирования мотивации к занятиям, предоставления возможностей для их самовыражения.С целью формирования привычки к занятиям физическими упражнениями уроки физвоспитания в гимназии проводятся четыре раза в неделю
. В связи с этим прохождение учебного материала дается не блочно, недельный цикл построен ?на контрасте?: чередование занятий в зале и на улице, циклических и ациклических упражнений позволяет поддерживать интерес к урокам.Занятия на уроках
, начиная с первого класса, проводятся раздельно. Классы делятся на группы мальчиков и девочек, с каждой группой работает свой учитель. Такое деление, на наш взгляд, необходимо во всех общеобразовательных учреждениях, так как оно позволяет индивидуализировать педагогический процесс, снимает трудности общения.Текущие успехи учеников оцениваются не привычной отметкой
, а в ?единицах здоровья?. В основу данной системы мы положили тесты уровня физической подготовленности, которые проводятся четыре раза в год, в начале каждой четверти. За показанный результат в каждом из шести тестов ученик получает баллы, которые затем суммируются. Успехи ученика оцениваются по приросту суммы баллов от тестирования к тестированию.Изменение подхода в оценочной деятельности направлено на повышение мотивации к занятиям физкультурой, формирование адекватной самооценки
, снижение риска личностной дезадаптации. Оценочная деятельность на уроках строится таким образом, что отметка выступает в своем истинном качестве ? показателя продвижения в той или иной области. При этом оценка учитывает индивидуальный уровень развития каждого ученика и критерием успешности выполнения какого-либо вида деятельности служит сравнение первоначальных возможностей ученика и его дальнейших достижений.