Пригласительный билет

Его хорошо бы приурочить к Новому году или к другому празднику для всех: быть может, это День Сюрпризов, Первый День Зимы, День Именинника или еще какой-нибудь праздник.

Дети входят в нарядный класс, но стола с угощением, приготовленным для них, пока не видят (об этом нужно позаботиться, отгородив стол ширмой или занавесом). Усаживаясь на свои места (не за столом пока), разглядывают елку (или просто декоративную веточку, если это не новогодний праздник), стоящую на маленьком столике перед ними. Елка украшена игрушками и маленькими пригласительными билетами (их можно сделать из миниатюрных открыток).

Воспитатель приветствует ребят и таинственно говорит:

"Сегодня вас ждет несколько сюрпризов. И первый, как вы поняли, - перед вами. Я разрешаю Наде и Маше снять с елки по одному пригласительному билету."

Можно, конечно, сказать:

"Разрешаю каждому снять с елки свой пригласительный билет",
но тогда к елке подбегут сразу все дети, и ничего, кроме хаоса, из этого не выйдет. Не лучше ли приглашать их парами?

И вот в руках у каждого - пригласительный билет. Теперь воспитатель говорит:

"Если вы хотите, чтобы этот билет остался вам на память, вы должны правильно ответить на вопрос, который в этом билете спрятан."

К шести годам еще не все читают, и поэтому воспитатель помогает детям прочесть и правильно понять вопрос билета.

Вопросы же будут такими:

  1. Подошел к остановке троллейбус, водитель открыл двери, а пассажиры выйти не могут.
    Как ты думаешь, почему?

    (Потому что к дверям подошли невоспитанные люди и загородили дорогу выходящим.)

  2. Вошли в троллейбус мама и мальчик лет шести. Мама усадила мальчика насвободное сиденье, а сама стала рядом. На следующей остановке в троллейбус с трудом вошла старушка с палочкой и тоже стала рядом с мальчиком. Ей было тяжело стоять, она переминалась с ноги на ногу. А мальчик смотрел в окно и с аппетитом ел спелую грушу.
    Скажи, пожалуйста, как поступил бы на его месте Гоша?

    (Отвечающий должен заметить, что мальчик поступил некрасиво дважды.)

  3. Нужно ли снимать шапку, если ты пришел в гости, в театр или в библиотеку? (Обязательно).

    Примечание: В дальнейшем очевидные ответы опускаются.

  4. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком:

  5. Можно ли включать телевизор, тем более на всю громкость, если бабушка легла отдохнуть?

  6. Можно ли обманывать своих товарищей и взрослых?
    Какие люди, по-твоему, лгут и притворяются?

    (Лгут и притворяются трусливые и плохо воспитанные люди.)

  7. Как поступил бы Гоша, если бы нечаянно разбил чашку или опрокинул вазу?
    А как ты поступил бы в этом случае?
    (Нужно во всем признаться маме и извиниться за нечаянный поступок. И ни в коем случае не сваливать вину на другого.)

  8. Если тебя пригласили к назначенному часу, как ты поступишь:

    (Вежливый человек придет вовремя, а если не сможет прийти, постарается предупредить об этом.)

  9. Если ты ел мороженое и запачкал кремом нос, как ты поступишь?

  10. Как нужно размешивать чай в стакане:

  11. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?
    (Поздороваться!)

  12. Если ты вернулся с прогулки, кто должен подать тебе тапочки?
    (Ты должен взять их сам. А вот если мама вернулась с работы, тапочки можешь подать ей ты)

  13. Кто должен мыть за тобой посуду - мама или бабушка?
    (Ты сам.)

  14. Мама просила тебя полить цветы. А ты забыл. И вот она пришла с работы и спросила, почему ты не полил цветы. Как ты поступишь:

  15. В гостях тебе налили полную тарелку супа. Ты уже знаешь, что тебе столько никогда не съесть, как ты поступишь:

  16. За столом тебе задали вопрос, а у тебя - полный рот. Как ты поступишь:

    (Ну, конечно, прожевать - это раз. И полный рот не набивать - это два.)

  17. Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул:

  18. Вы с мамой пришли в театр, подошли к зеркалу, и мама уронила расческу. Как ты поступишь:

    А как поступил бы Гоша?

Итак, вопросов ровно столько, сколько детей у вас в группе. Воспитатель в шутливой форме, в нескольких словах подводит итог под этим экзаменом на вежливость и поздравляет ребят с успешным завершением.

- А теперь мы с вами отправимся в гости... Угадайте, к кому?

Дети пытаются угадать, но вряд ли им это удастся, несмотря на то, что воспитатель предложил им фантазировать смелей.

- Сейчас мы пойдем в гости к Мартышке. К Мартышке на чай!

Теперь дети увидят стол, накрытый для них. А над столом - забавный рисунок: Мартышка за чаем. (Художник поможет продумать детали: Мартышка может быть изображена с салфеткой на груди, а рот набит пирожным... Или за ухом у нее, как карандаш, трубочка с кремом. Художник может "спрятать" свои загадки на рисунке, а дети непременно их найдут, заметят.)

На тарелке у каждого - кусочек бисквитного торта или пирожное, но только не песочное. З а чаем будет продолжение "урока" - вы их научите есть торт ложечкой. Но все это должно происходить естественно, как в гостях, а не как в какой-нибудь исследовательской лаборатории, где ставят опыт и получают результат.

И ваши замечания, если они будут, вполне допустимы, особенно если они поданы деликатно и остроумно, в шутливой форме.

     Назад на страничку для педагогов