Некрасова Людмила Аркадьевна
Факультет среднего образования Челябинского института путей сообщения
E-mail: nekrassoff@mail.ru
Т.Ф. Курдюмова, автор одной из популярных программ по литературе, видит цель литературного образования в становлении духовного мира человека, в овладении учеником мастерства читателя и рассматривает литературу как искусство слова.
До определенного времени при подготовке урока литературы принималась во внимание только чисто "учебная" направленность, не было акцента на аспект эстетического воздействия урока литературы, и структура урока была традиционной: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание. Сегодня урок представляет собой "сочетание учебных и эстетических задач, заложенных априори в природе изучаемого предмета", - считает Р.Ф. Брандесов. "Наполненность урока, его направленность подвергаются очевидным изменениям. Время диктует необходимость исследований и обоснований новой модели урока литературы," - пишет он в своей работе "Моделирование урока литературы".
В этой связи мною подготовлен урок - концерт с элементами заочной экскурсии и киноурока "Мне имя - Марина...". Форма урока необычна, но позволяет реализовать специфику литературы как учебного предмета. Литература - предмет эстетического цикла, искусство слова и преподноситься она должна как искусство. На уроке звучат стихотворения и проза. Их выразительно читают ученики и учитель. Это один из способов эмоционального воздействия на учащихся. Основной стихотворный материал готовит преподаватель - читает наизусть стихотворения. Прозу и 8 - 10 стихотворений отдает ведущим - 5-6 уч-ся. Нужно заранее выбрать учащегося, который будет отвечать за музыкальное оформление урока, демонстрацию фрагментов из в/фильмов.
Урок соприкасается со сферой искусства и материалом. В его основе - литературно-музыкальная композиция, включающая 28 стихотворений М.И. Цветаевой, фрагменты, цитаты из книги Анастасии Цветаевой "Воспоминания", строки из писем Б.Л. Пастернака.
Особое значение в структуре урока имеет его композиция, "сцепление". Брандесов, говоря о построении урока, вводит новое понятие - монтаж, открытое С. Эйзенштейном и широко известное в кинематографе. С. Эйзенштейн когда-то понял, что монтаж содержит в себе огромные коммуникативные возможности. Если режиссера интересовали возможности монтажа с точки зрения воздействия на зрителя, то меня - с точки зрения воздействия урока на учащихся.
Комбинация деталей урока-концерта с элементами заочной экскурсии и киноурока "вызывает серии ассоциаций у учащихся, а продолжительность кусков, темп и порядок их чередования передают учащимся ритм, быстроту ассоциаций при помощи чисто физиологического процесса". Волнение переживают ребята, воспринимая материал урока. Достигается это путем соединения блоков шагов-приёмов. Подобное сцепление даёт "не только чисто физиологический эффект, но и интеллектуальный".
Приведу примеры монтажа материала.
1.Выразительное чтение уч-ся прозы:
"В один из осенних московских дней
1910г. Из Трехпрудного переулка вышла невысокая круглолицая гимназистка и
направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И.
В руках у неё была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день
Марина Ивановна постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку
стихов - исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500
экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в
сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом". На книгу
последовали одобрительные отклики Гумилева, Брюсова, Волошина...
Просмотр фрагмента из видеофильма "Час ученичества": на фоне музыки - пейзаж; Профессиональный артист читает строки из стихотворения М. Волошина:
На экране - автограф Волошина, текст этого стихотворения, портрет Волошина. Звучат следующие строки Волошина:
Две девушки читают стихотворение "Встреча с Пушкиным":
Читает учащийся: А в 1912 году Марина издает 2-ой сборник стихов - "Волшебный фонарь". В печати восторгов не было.
Звучит стихотворение в исполнении учителя:
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, |
... Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. |
Можно привести десятки примеров монтажа блоков. По мнению Р.Ф. Брандесова, "блоки, как ноты в музыке. Дают необозримые возможности сочетаний. Неисчислимое количество партитур, по которым разыгрывается урок".
Урок сделан в русле эстодидактического подхода к преподаванию литературы. Кроме уже названных рычагов эмоционального воздействия на учащихся (выразительное чтение, подключение зрительного ряда) на уроке используются музыкальные иллюстрации (колокольный звон, отрывки из "Времен года" Вивальди); большую роль играет "эффект декораций" - шторы и скатерть ("плат узорный") с рябиновыми кистями и листьями, настольные и настенные подсвечники, лампа-фонарь и т.д.
После урока-концерта с элементами заочной экскурсии и киноурока меняем обстановку в аудитории. "Театральный зал" превращается в учебный класс: потушили свечи, сняли вишневые шторы, поставили столы и стулья.
В центре доски написана тема урока: "Мне имя - Марина..." Марина Ивановна Цветаева (1892 - 1941 гг.), прикреплена иллюстрация с портретом поэтессы (работа учащегося группы 14 Дубовика А.); на боковых сторонах доски записаны имена и фамилии близких Марины Ивановны и названия городов, связанных с ее именем.
Посидим молча. Перед каждым уч-ся на столе лежит чистый лист бумаги. Это символично, с точки зрения швейцарского психолога 20 века К.Г. Юнга. Он считал, что существуют общечеловеческие первообразы - архетипы: образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т.д. Вот и чистый лист бумаги перед подростком - начало начал, символ светлой мысли, новой формы ответа. И каждый учащийся обдумывает ответ на вопрос "Что узнал я о Цветаевой, ее судьбе, творчестве, стихах?"
Идет сложный процесс в душе каждого подростка. Выбранная форма урока предполагает определенный тип записи информации не когнитивный, а эмоциональный. Память подростка, как и любого человека, имеет особенность запоминать информацию; основным способом запоминания для уч-ся на этом уроке будет не логический, а эмоциональный способ. И основная задача - сохранить тот эмоциональный настрой, который был создан в течение первого урока, для дальнейшей работы.
Подростки находятся под впечатлением увиденного и услышанного. Большая часть из них впервые получила информацию о своеобразной личности Цветаевой, ее судьбе, впервые услышала её стихи. Уже во время урока-концерта раскрывалась эмпатия ребят, т.е. их способность эмоционально отзываться на переживания других людей (реакция слушателя). Их письменный ответ покажет субъективное восприятие Цветаевой, проникновение в её внутренний мир, понимание её переживаний, мыслей и чувств.
"Внутренние переживания субъективны, - считает канадский психолог Годфруа, - и единственный способ ознакомиться с ними - это спросить у субъекта, что он испытывает. Однако ... трудно передать словами то, что действительно чувствуешь". Ж. Годфруа считает, что "слова слишком бедны, чтобы выразить то, что реально чувствует субъект". Продолжение мысли в его книге "Что такое психология?": "Разве, можно утверждать, что человек, говорящий "я люблю яблоки", "я люблю маму", "я люблю этого человека" выражает одинаковые чувства?. Годфруа пишет о человеке взрослом. А в классе работают подростки, которых нельзя ставить на уровень взрослого человека из-за отсутствия жизненного и интеллектуального опыта, из-за отсутствия системы мышления. Подросток отличается от взрослого человека эмоциональным характером своего мышления. Ему труднее, чем взрослому человеку, перейти из одного состояния в другое, открыто выступить перед аудиторией, раскрыть свою душу. Да и нужно ли публичное обсуждения мыслей, чувств после нестандартного урока? Подростку сложнее перейти к осознанию спектакля, фильма после эмоционального воздействия. Это связано и с физиологическими особенностями личности 15 - 16 лет. Вот почему вторая часть урока - письменная работа ребят над вопросом.
А Р.Ф. Брандесов в своей книге "Моделирование урока литературы" пишет о приеме, названном "эстетическим моментом": "Введение приёма в ткань урока достигается монтажными средствами, характером стыковки с предыдущим и последующим шагом (подготовленное чтение, чтение учителя, инсценировка, фрагменты фильма). Во время такого урока исполнители способны реализовать творческую подготовку, а аудитория испытает эстетическое впечатление, считает Брандесов.
В примечании он указывает: "Прием не включает обсуждения"! Благодаря этому примечанию еще раз убеждаюсь в правильности выбора формы урока: первая часть его - урок-концерт, вторая - письменное размышление.
Когда индивидуальная работа учащихся завершена, сданы ответы на мои вопросы, выступаю с заключительным словом и предлагаю викторину:
В одно время с Цветаевой жили и творили Блок и Ахматова, Гумилев и Северянин, Мандельштам и Гиппиус и многие другие поэты. У каждого - свой мир. Некоторые из них были интересны ей, близки по духу.
Как вы думаете, ребята, о ком пишет Марина Ивановна?
(о Блоке)
Как вы думаете, кому посвящает Цветаева эти строки?
(Ахматовой)
А об этом поэте вам еще предстоит узнать:
О В. Маяковском мы еще будем с вами говорить, а о творчестве Марины Ивановны, ее мастерской мы будем говорить на следующем уроке.
Цели урока:
Оформление урока:
Сегодня наш урок посвящен Марине Ивановне Цветаевой. (колокольный звон)
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. |
Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. |
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. |
Марина Ивановна родилась 26 сентября (8 октября) 1892г. в Москве в семье интеллигентов.
Иван Владимирович Цветаев работал над созданием музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина в Москве). Был он также директором Румянцевского музея. Мария Александровна Мейн - мать Марины Ивановна - прекрасная пианистка, ученица Рубинштейна.
М.А. Мейн ожидала рождения сына, но появилась дочь. И она воскликнула: "По крайней мере, будет музыкантша". Нарекла свою дочь - Мариной, что означает "морская".
Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. |
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной воскресаю! Да здравствует пена, веселая пена, Высокая пена морская! |
Ей еще не было и года, когда она не осознанно произнесла слово "гамма". Мария Александровна обрадовалась и вскоре начала учить Мусю (так ласково она называла дочь) музыкальной грамоте: "До, Муся, ре, до " ре, Мусенька". Позже Марина скажет: "Я родилась не в жизнь, а в музыку".
Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино. "Марина будет пианисткой, а Ася художницей," - говорила мать о дочерях. "Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен. Под их звуки мы уходили в сон,"- пишет сестра Марины.
Не дождалась мать того времени, когда слово отвлечет ее первенца от музыки и унесет в мир поэзии. А сама когда-то в дневнике записала: "4- летняя моя Маруся ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы".
М.А. Мейн свободно владела 4 языками (английским, немецким, французским, итальянским), вела переписку мужа. Она "хотела возле итальянского, как гитару возле рояля, еще и испанский - для дочерей".
Счастливая, неотвратимая пора детства была связана с рождественскими елками, с первыми книгами и рассказами матери; летние, золотые деньки протекали в старинном городке Тарусе на Оке.
Фрагмент из в\фильма "Тарусские встречи":
Пейзаж. Голос диктора:
В отце Марии Александровны была сербская и немецкая кровь. Мать Марии Александровны - бабушка Марины - была полька. Ее портрет висел в комнате Марины и Аси.
Не достигнув и 17-летия, одна поехала в Париж и прослушала летний курс по старофранцузской литературе. Она уже писала стихи и рассказы, вела дневники.
Марина познакомилась с московскими символистами, посещала издательство "Мусагет", где царил А. Белый.
И, вероятно, в детской гордой и робкой душе Марины постепенно созревал честолюбивый замысел: войти в этот малоизвестный, но влекущий мир со своим миром, со своим словом, рассказать другим то, что она пережила.
В один из осенних московских дней 1910г. из Трехпрудного переулка, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку стихов - исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500 экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом". На книгу последовали одобрительные отклики Гумилева, Брюсова, Волошина...
Фрагмент из в\фильма "Час ученичества".
Звучит музыка, на экране - пейзаж. Голос диктора:
На экране - сборник "Вечерний альбом" с дарственной надписью Марины.
Голос диктора: Так начинались стихи, которыми поэт и критик М. Волошин приветствовал выход в свет первого поэтического сборника 18-летней Марины Цветаевой (на экране - текст стихотворения Волошина):
Первое выступление Марины состоялось 3 ноября 1911 года в литературно- художественном кружке на Малой Дмитровке в обществе "Свободная эстетика". Марина читала свои стихи не одна, а с сестрой Асей, потому что была стеснительная, читая стихи, они держались за руки. И вот триумф. Аплодисменты. Сестра Марины вспоминает: "Был один миг тишины после нашего последнего слова, и аплодисменты рухнули в залу - как весенний гром в сад! Запрещенные в этом доме аплодисменты. Это был первый вечер начинавшейся известности. Триумф. А в 1912 году Марина издает 2-й сборник стихов: "Волшебный фонарь". В печати восторгов не было.
Фрагмент из в\фильма "Час ученичества": Звучит музыка. Пейзаж - Крым. Дом Волошина. Текст:
"Чудо действительно было. И произошло оно летом 1911 года. Того самого года, который позднее Цветаева назовет счастливейшим в своей жизни. Именно тогда она переступила порог дома Волошина в Коктебеле. В ее воспоминаниях он так и останется "Максин дом", такой по его духовному праву, кровный. Внутренно свой, как бы с ним зарожденный, похожий на него больше, чем его гипсовый слепок (Звучит музыка. На экране-убранство комнат в доме Волошина). Был Максин дом, и Максины холмы. И была юная российская богема, и та творческая атмосфера, без которой не может состояться ни один истинный художник (фотографии).
Творить встречи и судьбы - так определила Цветаева жизненное призвание Волошина. Свою судьбу - Сергея Эфрона - она тоже встретила в Коктебеле ( на экране - фотографии).
Встретились два одиночества. Сергей болен туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый образ. Казалось нелепостью, что они жили врозь до сих пор.
Вспоминает Анастасия Цветаева:
"Она не сводила с него глаз. Каждый миг с ним было познание и любование.
В его взгляде, на нее устремленном, было все ее будущее".
По словам Марины, вся ее жизнь "роман с собственной душой".
С 1916 года стихи Цветаевой все больше избавлялись от литературности, становились естественными. Откуда взялись в ее творчестве эти неподдельные народные интонации?
С начала 1917г. в ее поэзии движущая сила - любовь, почти всякий раз завершающаяся разлукой. В лирике Цветаевой есть стихи, которые можно было бы назвать ее словами: "Просто сердце".
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может - пьют вино,
Может - так сидят.
Или просто рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое...
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону...
Революция разбросала многих по свету. Потеряли друг друга и Марина с Сергеем.
Рябина -
Судьбина
Горькая.
Рябина -
Седыми
Спусками...
Рябина!
Судьбина
Русская.
Декабрь 1920 года. Заснеженная Москва. Переполненный зал Политехнического музея. Вечер поэтесс. Марина словно из темноты студеной ночи читает свои стихи. Вся она дышала каким-то внутренним протестом. В финале вечера она прочитала это стихотворение:
Бурные события 1917 года разделили Марину и Сергея. Она не знала, жив ли он. А ему еще предстоит узнать о том, как после Октябрьских событий 1917 года Марина осталась без средств к существованию с двумя маленькими детьми - дочерьми Ариадной и Ириной; о том, как боялись знакомые ее отца дать ей работу при Советской власти, как вынуждена была она отдать младшую дочь в приют, в котором та умерла не от голода, а от тоски.
Стихи Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали, что она умерла, другие - эмигрировала за границу.
Цветаева не приняла революцию и в 1922 году, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции (учился в университете в Праге).
Марина тщательно готовилась к отъезду. Прежде всего, она откармливала дочь, Ариадну. Она не хотела, чтобы за границей узнали, как плохо им жилось при Советской власти, как они голодали. Вот поэтому она старательно подкармливала девочку.
17-летняя одиссея Марины Цветаевой за рубежом стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера и таланта. Белая эмиграция скоро отвернулась от нее, поняла, что это не ее поэт: ведь о России Марина не сказала ни одного плохого слова. Мысль Цветаевой: уехала не из России, а от власти, которую не приняла. Скоро она ощутила свое одиночество за рубежом.
...По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который март,
Разбили нас, как колоду карт!
Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой. Не верите? Вот ее строчки: "Да, я, пожалуй, странный человек, другим на диво! Быть, несмотря на наш 20 век, такой счастливой!"
Из записей Марины Цветаевой: "Моя неудача в эмиграции - в том, что я не эмигрант, что я по духу, т. е. по воздуху и по размаху "там, туда, оттуда". ... неудача еще - в полном отсутствии любящих мои стихи, в отсутствии их в моей жизни дней: некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Все заняты "другим"...
1939 год, возвращение в Советскую Россию с сыном Георгием. Муж с дочерью вернулись в Россию раньше. Трудно перелистывать трагические страницы жизненной поэмы великой поэтессы: каторжно-суровый быт времен гражданской войны, заграничные мытарства и возвращение в кощеево царство сталинщины, арест мужа и дочери, разлад с сыном. В Советской России ее стихи не печатали. Жить она могла только переводами. Она не понимала, как можно переводить с языков, которых не знаешь(грузинский, татарский и др.) Жаловалась Борису Пастернаку, что делает только 20 строк в день, а потом их еще четыре дня переделывает. Книгу стихов Марины, которую готовили к печати в Советской России, запретили в последний момент. Своей знакомой она однажды сказала: "Человек, признавший эти стихи как формализм, просто бессовестный. Я это говорю вам из будущего".
А Борис Пастернак писал когда-то: "... утренняя дымящаяся моя душа Марина. Какие удивительные стихи вы пишите! Вообще - вы возмутительно большой поэт".
В Елабуге Цветаева оказалась в полной духовной изоляции. В Чистополь, в который были эвакуированы писательские семьи, приехать ей не разрешили. Тренев и Асеев испугались, что их обвинят в контакте с эмигранткой, в помощи ей.
Еще в феврале этого года она писала: "Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит, - удивляюсь, не любит - удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен".
...Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли...
...К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои! - Я обращаюсь с требованием веры
И с просьбой о любви.
Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года.
Фрагмент из в/фильма "Тарусские встречи". Звучит музыка. Диктор читает текст:
"В одном рассказе М. Цветаевой есть строки: "Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище. А если это несбыточно, если и кладбища того нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с тарусской каменоломни камень: "Здесь хотела бы лежать М. Цветаева". (пейзаж, камень с надписью)
Исполнить завещанное удалось лишь 4 года назад. И с тех пор каждую осень отметить день ее рождения приезжает множество людей со всей России. Приезжают, собираются вокруг цветаевского костра - символа любви к "маленькой милой Таруссе", всю жизнь озарявшей душу поэта. (на экране - костер, почитатели таланта Цветаевой). Звучит музыка.