За счет строительства и перепрофилирования увеличилось количество школ, в том числе начальных (+8), средних (+14), вспомогательных (+2). Дифференцируется обучение учащихся внутри общеобразовательных школ. Сохраняются группы продленного дня, увеличилась сеть классов для детей, требующих коррекционно- развивающего и компенсирующего обучения. В этих группах и классах наряду с обучением по особым программам и технологиям, проводится коррекция у детей отклонений психо-физического и социально-патологического развития.
Существующая работа по дифференциации становится более результативной благодаря формирующимся и развивающимся в территориях медико-психолого-педагогическим службам. На начало 1996 года в области функционируют 11 медико-психолого- диагностических центров и 8 консультационных пунктов. В образовательных учреждениях работает 296 штатных психологов.
В новом качестве центров социально-педагогической поддержки и психологической реабилитации подростков выступают вечерние (сменные) школы. Их в области 38. В обновленном виде они предоставляют возможность подросткам наряду с общим дать и начальное профессиональное образование, создать условия социально-экономической поддержки, защищенности на период обучения.
Администрацией области была принята в развитии федеральная программа "Дети-сироты". В 1995 году в порядке реализации этой программы в области открыто 2 детских дома. На 1.01.96 года в области функционирует 17 детских домов, в которых воспитывается 1073 ребенка. Этими учреждениями наряду с обеспечением условий жизни и развития детей осуществляется работа по сохранению гарантий на жилье, открытию личных счетов за счет пенсий, пособий, алиментов с родителей.
Введение базисного учебного плана позволило упорядочить дальнейшую дифференциацию и индивидуализацию в деятельности образовательных учреждений, обеспечить работу в опытно- экспериментальном режиме по созданию модели лицея (10-ти учреждениям), гимназии (16-ти учреждениям), 138-ми школам с углубленным изучением предметов, активизировать работу по разработке индивидуальных (школьных) компонентов учебных планов образовательных учреждений. Существующая сеть общего и профессионального образования, дифференциация ее, позволили в 1995 г. 55,3% выпускникам основной школы продолжить обучение в средней школе, 25,8% - в учреждениях начального профессионального образования, 15,6% - средних специальных учебных заведениях, 1,8% выпускников устроились на работу.
В соответствии с приказом МО РФ 1442 от 17.02.94 г. постановлением главы администрации области 1230 от 28.04.95 г. была организована работа по лицензированию образовательных учреждений. На конец 1995 года пролицензировано 2357 муниципальных образовательных учреждений (89,55%).
В соответствии с Программой развития образования Челябинской области до 2000 года были приняты управленческие решения, постановления администрации (приказы, коллегии, комиссии, совещания и др.) способствующие развитию системы образования в целом и по отдельным ее направлениям, в том числе в развитие учреждений дополнительного образования.
Проведенные ГлавУО, территориальными органами образования мероприятия позволили сохранить сеть учреждений дополнительного образования, внести структурные изменения в организацию и содержание их работы. Завершается работа над комплексными программами развития учреждений дополнительного образования, апробируются разноуровневые программы работы с детьми. В структуре областного бюджета отдельной строкой определены расходы на организацию каникулярной работы с детьми.
Реализация поставленных задач в обновлении содержания образования в образовательных учреждениях области на основе базисного федерального, областного, школьного компонентов учебных планов во многом определялась проводимой ГлавУО и территориальными органами управления образованием кадровой политики. На начало 1995-96 учебного года укомплектованность кадрами составила 96,9% от потребности (город - 96,9%, село - 99,6%). Потребность в кадрах восполнялась за счет миграции специалистов в область из других территорий, выпуска молодых специалистов, повышенной учебной нагрузки, внедрения контрактной формы заключения трудовых соглашений между специалистом и учреждением, сохранение мобильных ветеранских кадров. Традиционно дефицит кадров наблюдается в специалистах по иностранному языку, русскому языку и литературе, математике и др.
Проблема снятия напряжения недостатка в кадрах решалась за счет изменения и расширения профиля специальности в педагогических училищах, введение многоступенчатой подготовки, преемственности и непрерывности подготовки в педагогических училищах и педагогических вузах (СПУЗ - ЧГПУ, МГПИ).
Значительную работу с перспективой на будущее провели совместно с педагогическими вузами органы управления образования по внеконкурсному приему и обучению на контрактной основе.
Творческая активность педагогических кадров, их социальная защита, профессиональное мастерство решались в ходе аттестации педагогических и руководящих педагогических работников, системе повышения квалификации.
В течение 1995 года прошли повышение квалификации 14% педагогов и руководящих работников, аттестовано 47%.
С введением в действие приказа МО РФ 1463/1268 от 30.08.95 г. около 300 работников имеющих ученые звания, звание "Заслуженный учитель РФ" заработная плата повысилась на 1-2 разряда. На один разряд повысилась оплата труда более 6 тыс. педагогов, имеющих высшее образование и стаж работы более 20 лет. Более 30 тыс. (около 60%) педагогов области имеют оплату труда по категорийным разрядам.
Учитывая накопленный опыт в проведении аттестации, аттестация на II квалификационную категорию в полном объеме передана на территориальный уровень. К началу 1996 года аналогичным образом решен вопрос по I квалификационной категории.
В 1995 году оздоровлено 1,5 тыс. педагогических работников, улучшены жилищные условия 323 работникам образования.
Вместе с тем, вопросы социальных льгот и оплаты труда педагогических работников относятся к числу трудно решаемых, что безусловно порождает негативные тенденции в кадровом потенциале области, также как не снижающаяся феминизация, старение, отсутствие желания у выпускников педагогических вузов работать по специальности.
Среднемесячная заработная плата работников отрасли образования за 1995 г. составила 360,793 тыс. руб.
Усилия педагогических коллективов, органов управления образования сосредоточены на развитии вариативности в образовании на основе базисного учебного плана, стандартизации, сохранении единого образовательного пространства, совершенствовании традиционных и инициировании педагогических технологий развивающего обучения.
ГлавУО, ЧИПКРО в 1995 году разработан областной базисный учебный план общеобразовательных учреждений и механизм его внедрения. В качестве областного компонента в учебный план включена образовательная область "Человековедение".
Обновление содержания дошкольного образования осуществляется на основе реализации вариативных комплексных программ "Радуга", "Детство", "Золотой ключик", порциальных "Развитие", "Синтез", "Гармония", рекомендованных МО РФ, а также за счет использования передовых педагогических технологий, современных методик в рамках типовой программы воспитания и обучения в детском саду и широкого использования в практике работы дошкольных образовательных учреждений в области региональных порциальных программ "Росток" (Челябинск), "Родничок" (МГПИ).
На базе дошкольных учреждений г. Златоуста МО РФ совместно с ГлавУО отрабатывает процедуру аттестации. Прошли аттестацию и получили удостоверение о государственной аккредитации шесть дошкольных учреждений.
Апробация критериев оценивания деятельности дошкольных
учреждений одобрена МО РФ. Эксперимент позволяет нарабатывать
региональный стандарт дошкольного образования.
Проведенные ГлавУО, территориальными органами образования
мероприятия, позволили сохранить сеть образовательных учреждений,
внести структурные изменения в организацию и содержание их работы.