Краткая характеристика Программы развития
образования в Челябинской области
на период до 2000 года

Программа развития образования, как система состоит из следующих взаимосвязанных элементов: анализа состояния данности, в которой мы живем и анализа сферы образования; целеполагания (цель, основные направления деятельности, ожидаемые результаты); мер по достижению ожидаемых результатов; мер по обеспечению реализации (финансово-экономические, кадровые, информационные, организационно-управленческие). Кратко охарактеризуем все эти элементы.

Анализ состояния образования в области рассматривался нами в двух "полюсах". С одной стороны, учитывались основные идеи и направления, заложенные в нормативно-правовых документах РФ (конституция РФ, Закон РФ "Об образовании", проект Федеральной программы развития образования и др.). С другой стороны, широко использовались сведения межотраслевого характера, полученные от органов управления администрации Челябинской области (Главное управление здравоохранения, социальной защиты, профтехобразования, экологии, сельского хозяйства, экономики и др.).

В результате анализа состояния образования в области и сопоставления его с первоочередными задачами управления, разработчиками выявлены три типа противоречий.

Первый из них - это противоречия между общегосударственными, региональными и личностными потребностями граждан. Возникающие в процессе обеспечения образованности населения и в реализации профессионально-педагогической деятельности. Их обострение может вызвать угрозу единству образовательного пространства России.

Ко второму типу мы отнесли противоречия между государственным заказом в сфере образования, отраженным в целях, и образовательных стандартах, в предоставленных правах, и существующим финансовым, материальным и прочим обеспечением отрасли. Обострение противоречий этой группы чревато тем, что для многих граждан получение образования станет недоступным. Педагогические же кадры могут оказаться в положении, когда вынуждены отказываться от повышения профессиональной квалификации в пользу ремесленнического подхода к исполнению своих обязанностей. Все это ведет к ослаблению социальной защиты участников образования, чему способствует отсутствие правовых механизмов реализации социальной защиты граждан.

В отдельную (третью) группу выделены противоречия между меняющимся содержанием управления образованием и готовностью педагогического корпуса к исполнению управленческой деятельности в новой ситуации. Речь идет о том, что в условиях разграничения управленческих функций между различными органами и образовательными учреждениями разных форм собственности необходимы другие подходы к выполнению своих обязанностей. Существующие кадры руководителей приобрели свою квалификацию еще при административно-командной системе. Реализация же демократических принципов влечет изменения акцентов во взаимоотношениях иерархически соподчиненных субъектов образования. Это требует от руководителей иных профессиональных качеств, нового педагогического мышления.

Чтобы снять остроту противоречий, по нашему мнению, необходимо четко определить основную цель развития управления образованием. Мы ее сформулировали так: создать нормативно-правовые, финансово-экономические, материально-технические, содержательные и организационно-управленческие предпосылки, способствующие развитию образованности граждан (во всех формах, в любых видах и типах образовательных учреждений), повышению профессионально-педагогическом квалификации работников и гарантирующие социальную защиту всех участников образования в условиях сложной экологической и социально-экономической обстановки нашего региона. В соответствии с этой целью обозначились следующие направления деятельности:

1) сохранение ориентации на взаимосвязь общегосударственных и региональных (областных) требований к целям и содержанию образования;

2) обеспечение непрерывности образования на разных ступенях на основе вариативных подходов к его реализации;

3) создание условий для подготовки, переподготовки и самообразования кадров, соответствующих по уровню квалификации и содержанию педагогической деятельности государственному, региональному и индивидуальному заказам на образованность личности;

4) формирование системы управления образованием, действующей на основе рационального разграничения полномочий между различными субъектами образования:

5) создание единой нормативной базы, регламентирующей образование в области. В проекте программы основная цель развития образования в области конкретизирована в виде формулировок ожидаемых результатов, в которых указаны отличительные признаки соответствующих действий, направленных на достижение цели. Их мы разделили на группы.

В первую включены результаты, связанные с обеспечением единого областного компонента государственного стандарта, определяющего уровни дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Во второй группе - ожидаемые результаты, имеющие отношение к подготовке, повышению квалификации и переподготовке профессионально-педагогических кадров. В третьей группе представлены ожидаемые результаты, относящиеся к развитию областной сети образовательных учреждений. В четвертую входят те результаты, достижение которых направлено на стимулирование деятельности (взаимодействия) участников образования, нормативное ограничение ее объемов, упорядочение отношений между субъектами образования. Фактически речь идет о социальной защите участников образовательной деятельности. Наконец, в пятой группе описаны результаты, учитывая которые можно совершенствовать управление образованием: разработка систем информационного обеспечения управления образованием, типовые проекты различных центров (автоматизации информационного обеспечения. координации управления образованием и др.).

Предусмотрены меры по исполнению, т.е. по "натурализации", соответствующего результата. Предполагается содействие со стороны органов управления образованием в разработке каждого из результатов, а также диагностирование процесса исполнения, экспертизы и контроля результатов.