В области принят ряд документов, защищающих интересы
детей и совершенствующих механизм выявления и поддержки
одаренных детей.
Работа с юными дарованиями ведется на основе
скоординированной деятельности ведомств, высших учебных
заведений, организаций с семьей, образовательными учреждениями
всех типов.
Создается система выявления и непрерывного наблюдения за творческим и социально-экономической поддержкой юных талантов. Сформирован областной банк диагностических методик, рекомендаций, программ, пособий, научно-методических разработок по выявлению и развитию одаренности у детей. В этих же целях на базе вузов, учреждений дополнительного образования детей организованы профильные лаборатории, центры, экспериментальные площадки. Медико-психолого-педагогические центры проводят экспериментальное изучение одаренности и разработку методик ее выявления с учетом психофизических, возрастных особенностей детей и подростков. Учеными вузов в содружестве с педагогами-практиками ведется исследовательская работа, тематика которой разнообразна:
Осуществляется комплекс мер по подготовке и повышению квалификации кадров для работы с одаренными детьми, а также научно-методическому обеспечению их деятельности. В четырех вузах области идет подготовка социальных педагогов по профилям. В учебные планы специализированных вузов области и систему повышения квалификации педагогов введены спецкурсы, спецсеминары по данной проблематике.
Проведены три межведомственных конкурса авторских педагогических проектов и программ дополнительного образования. Осуществляется издательская деятельность.
Подготовлены и выпущены сборники:
В результате осуществления "Программы обновления внешкольного воспитания детей и подростков Челябинской области (1990-1995 г.г.)" успешно действует система межведомственных конкурсов, олимпиад, смотров, научно-исследовательских конференций, которая позволяет детям проявить свою индивидуальность. Ведется поиск новых форм работы с одаренными детьми. Обновляется содержание деятельности областного научного общества учащихся. Открыт областной заочный лицей для сельских школьников, который дал им возможность заниматься не только углубленным изучением отдельных дисциплин, но и поисково- исследовательской, опытнической работой.
Создан областной центр детских средств массовой информации с выпуском газеты детей и подростков "Здравствуйте!", цикла ткле-, радиопередач, которые готовят и ведут дети. Школьники области успешно участвуют в Российских и международных олимпиадах, конкурсах, программах "Шаг в будущее", "Одиссея разума". Ежегодно 80 детей за высокие достижения по различным направлениям творчества награждаются стипендиями областной администрации.
В области работает 136 учреждений дополнительного образования детей.
С 1994 г. под руководством к.п.н. Г.Н. Поновой (г. Москва) осуществляется научно-исследовательский проект "Повышение педагогического потенциала деятельности детских учреждений дополнительного образования". Актуальность проекта обусловлена потребностями практики в научном обосновании путей совершенствования социально-педагогического влияния на развитие личности ребенка, необходимостью теоретического осмысления инновационных процессов в УДОД, а также дефицитом научно- методических пособий по данной тематике.
По итогам выполнения первого этапа исследовательской и опытно-экспериментальной работы подготовлена первая часть пособия "Социально-педагогическая и образовательная деятельность детских внешкольных учреждений: теория, опыт, практика". В пособии показаны ведущие ориентиры в деятельности и развитии УДОД, организационно-педагогические основы формирования внешкольных образовательных комплексов. Рассмотрен ряд теоретических положений о программах и процессе программирования работы учреждений. Через модели и технологии программирования показан вариант реорганизации внешкольного учреждения в новый тип, представлены инновационные компоненты в системе деятельности учреждения дополнительного образования детей, описан опыт программирования отдельных направлений работы учреждения, в том числе с учетом региональной специфики.
С 1992 г. в области на конкурсной основе формируется банк авторских педагогических проектов и программ дополнительного образования.