Структура управления в городской образовательной системе

Новая образовательная ситуация в городе (особенно в связи с принятием Устава Города, принятого населением на городском референдуме 17 декабря 1995 года, предполагает отработку новых структур и технологий управления и, следовательно, изменения подходов в организации и содержании деятельности городского и районных управлений во взаимодействии между собой и с образовательными учреждениями.

К 1995 году сложилась определенная структура городского и районных управлений в городской образовательной системе:

  1. городское управление по делам образования;

  2. службы сопровождения управления (на уровне города);

  3. районные управления образования;

  4. службы сопровождения управления (на уровне районов).

В условиях работы над единой городской научно-методической темой "Оразовательный мониторинг и стандарты" возрастает роль службсопровождени выполняющих функции прогнозирования, генерирования и конструирования новых норм функционирования образовательной системы (6).

Необходимость реорганизации управленческой структуры в городской образовательной системе вырастает из изменений в системе целей ее деельности. Определение целей и функций органа управления, равно как и его структурных подразделений, является первичным, а определение структур и функциональных обязанностей - вторичным.

Цель обновления организационно-управленческой деятельности городского Управления... - переструктурирование совокупности глобальных, генеральных и локальных целей и определение приоритетных направлений их развертывания в современной социально-экономической и образовательной ситуации.

Глобальная цель органа управления может быть определена на основе цели образования. И, если мы понимаем под целью образования "развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности, обеспечивающей ее нормальное функционирование в сойиальной системе и с точки зрения самого индивида (личности), и с точки зрения общества" (2), то можно определить глобальную цель городского органа управления, а затем, производя ее декомпозицию, определить генеральные цели (например, уровень РУО, структурных подразделений городского Управления...), а затем локальные цели (например, уровень функциональных обязанностей специалистов Управления города и районов и служб сопровождения).

Глобальная цель городского Управления - это обеспечение оптимальных условий длразвертывания и функционирования государственных стандартно-типовых образовательных программ.

Генеральная цель (подразделений городского Управления и служб сопровождения) - обеспечение высокого качества функционирования основных компонентов образовательной системы:

  1. педагогический персонал;

  2. содержание образования;

  3. содержание обучения;

  4. система управления;

  5. финансирование;

  6. материально-техническое оснащение.

Локальная цель (специалисты городского Управления) - обеспечение рационального (целесообразного) взаимодействия компонентов образовательной системы (схема N 2).

Схема N2. Совокупность целей городского Управления
Глобальная цель: Обеспечение оптимальных условий:
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
1
Учебы
2
Досуга
3
Труда
4
Отдыха
5
Быта
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
Генеральная цель: Обеспечение высокого уровея качества компонентов образовательной системы:
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
Педагогический персонал
Содержание образования
Содержание обучения
Материально-техническое оснащение
Финансирование
система управления
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
^
|
v
Локальная цель: Обеспечение рационального (целесообразного) взаимодействия компонентов образовательной системы

Приоритетным направлением в котором городское Управление обеспечивает создание оптимальных условий является отбор (разработка) стандартно-типовых образовательных программ и создание кадровых, информационных и материально-технических условий для их реализации. Остальные направления деятельности выстраиваются по мере убывания их приоритетности:

Любое из этих направлений реализуется через создание специальной образовательной системы, в которой все компоненты выступают как структурные условия, и взаимодействие (воздействие) этих компонентов - как функциональные условия.

Таким образом, структуру городского Управления представляется необходимым перестроить в связи с приоритетным обеспечением тех функциональных условий, которые направленны на повышение качества приоритетного структурного условия (компонента образовательной системы).

Исходя из этого в городском Управлении созданыы соответствующие структуры, ответственные за качество каждого из условий нормального функционирования образовательной системы.

Что касается структурного органа управления образования, то городское Управление рекомендует следующую (схему N 4).

Схема N 4
Структурно-функциональная схема РУО

Начальник

|
V
|
V
|
V
|
V
|
V
прессслужба общественные координационные Канцелярия начальника Отделы РУО юрист
|
V

|
V
|
V
|
V
|
V
педагогического персонала содержания образования, обучения и воспитания материально-технического обеспечения финансово-экономического обеспечения
Соктор аттестации и повышения квалификации педагогического персонала Сектор государственных образовательных стандартов Сектор учебного и спортивного оборудования Сектор планирования
Сектор статистики
Сектор инспекции качества обучения и воспитания: в дошкольном; в общем; среднем; в дополнительном образовании Сектор зданий и сооружений Сектор бюджета и финансов
Сектор информационных центров и библиотек
Сектор научно-прикладных исследований; психологии, педагогики, методики и профориентации
|
V
|
V
|
V
|
V
Службы сопровождения
Методическая служба Хозяйственнагруппа Централизованная бухгалтерия
Психологическая служба
Социологическая служба
Маркетинговая служба
Районные ассоциации педагогических работников

Предлагаемаструктурно-функциональная схема может видоизмениться в зависимости от приоритетов развертывания образовательной сети в конкретной районной образовательной системе.