Функции управления в актуальной образовательной ситуации

Регламентировать всю управленческую деятельность в образовательной системе не реальная задача, однако определенная регламентация управления не только возможна, но и необходима.

Объектом регламентации выступают статика и динамика управления.

К статике управления мы относим определение и фиксирование структуры управления (управляющей и управляемой подсистемы), распределение обязанностей и ответвтсенности всех субъектов образовательной системы.

К динамике управления мы относим реализацию функций управления (воздействия или взаимодействия управляющей и управляемой подсистем). При этом, функции управления константны (постоны), а вот степень их выраженности всегда различна. По степени реализации функций можно судить о приоритетах управления (схема N 5).

схема N5. Функции менеджмента (управления) в образовательной системе
Уровни менеджемента (управления) Приоритетные (ключевые) функции, дающие основную характеристику уровня менеджемента (управления)
1. Руководство Поддержание внутренних условий фкнкционирования образовательной системы
2. Организация Обеспечение постоянного соответствия образовательной системы изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования
3. Администрирование Конструирование (генерирование) новых элементов (норм функционирования) образовательной системы, не предполагеющих изменения ее актуального состояния или перевода в качественно новое состояние
4. Управление Прогнозирование новых рамок образовательной системы, изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с тенденциями развития внешних социально-экономических и политических условий

Таким образом менеджмент:

а) это установление (фиксирование на определенном уровне) оптимальной степени выраженности каждой из функций управления (поддержание, обеспечение, конструирование и генерирование, прогнозирование);

б) это предъление управленческих требований [(1) негативных, (2) нейтральных и (3) позитивных], где
(1) негативные требования имеют в виду прекращение действия каких-либо норм;
(2) нейтральные требования имеют в виду поддержание, обеспечение каких-либо норм;
(3) позитивные требования имеют в виду конструирование, генерирование, прогнозирование каких-либо новых, недостающих норм.

При этом все три группы требований (негативные, нейтральные и позитивные) осуществляются по определенным технологическим цепочкам, которые могут быть представлены в виде классификации по степени их отнесенности к актуальному состоянию образовательной системы, как:

1) перспективные и 2) оперативные.