Состояние содержания образования и обучения
Управленческая деятельность городского Управления в условиях необходимости
внедрения федерального и областного базисных учебных планов и при отсутствии
их дидактического и методического обеспечения потребовали отбора и (или)
разработки нового содержания образования и обучения по образовательным
областям. В образовательных учреждениях была развернута работа по
дидактическому и методическому обеспечению федерального и регионального
учебных планов.
Возникшее в конце 80-х начале 90-х годов противоречие между существующей
единообразными организацией и содержанием образования и демократическими
процессами, происходящими в обществе инициировали поиск новых способов
организации обучения и воспитания, обусловили необходимость обновления
образования и обучения.
Цель обновления и реорганизации - создание условий длформирования и развития
личности, готовой к универсальной деятельности, ее адаптации к современной
социально-экономической ситуации.
Реализация названной цели определила деятельность городского Управления в
реформировании образовательной системы в следующих направлениях:
- предоставление возможности каждому учащемуся возможности выбора видов и форм
обучения;
- отбор содержания образования в соответствии с видом обучения;
- создание учебных программ, обеспечивающих освоение содержания образования и
личностное развитие школьников;
- отбор личностно-ориентированных дидактических технологий.
Отсутствие в педагогической практике достаточно вариативных способов
организации обучения обусловило необходимость в концентрации
научно-педагогических сил и практических работников на экспериментальных
площадках (школаы N 15, 17, 27, 43, 56, 58, 80, 97, 122, 131, 144, 145,
реальная школа, школа-интернат N12; ДОУ N 6, 35, 82, 103, 145, 147, 270,
304, 310, 422)
Решая задачи развертывания экспериментальной работы и
социально-педагогических инициатив РУО преследует следующие цели:
- создание образовательных учреждений, в которых учащиеся могут наиболее
качественно и полно удовлетворить свои образовательные интересы;
- создание учебных и образовательных программ, учебных материалов,
ориентированных на развитие учащихся;
- освоение и распространение дидактических технологий для учащихся с низкой и
высокой мотивацией, нозкими и высокими учебными возможностями;
- разработка инновационных форм методической работы с педагогическими
работниками, обеспечивающими овладение современными интерактивными способами
организации учебно-познавательной деятельности;
- реализация принципа дифференциации в образовании (расширенное,
компенсирующее, коррекционное и т.д. обучение).
На основе изучения запросов учащихся и родителей определены основные
направления обновления содержания образования:
- экономическое
- художественно-эстетическое
- общественно-политическое
- технологическое
- экологическое
- психологическое.
Имея в виду, что на органы управления в условиях стандартизации в
образовании возложена ответственноть за соблюдение государственных
образовательных стандартов, и исходя из понимания государственного
образовательного стандарта, изложенного в программных материалах городского
Управления образования "Теоретическое обеспечение практики стандартизации в
образовании" (6):
"Определение государственного образовательного стандарта... может быть
представлено в виде структуры из трех частей: 1) что подлежит усвоению; 2)
как будет организованно усвоение; 3) каким должен быть уровень усвоения (см.
схему N1).
схема N1.
Составляющие государственного образовательного стандарта (ГОСа)
|
Государственный образовательный стандарт |
|
|
Что подлежит усвоению? |
Стандарт содержания образования |
|
Как будет организовано усвоение? |
Стандарт содержания обучения |
|
Каков уровень усвоения? |
Стандарт образованности |
|
Таким образом, определение государственных стандартов должно охватывать,
во-первых, описание учебно-образовательной информации в виде перечней (идей,
теории, законов, закономерностей, понятий, фактов), подлежащих усвоению
учащимис во-вторых, описание способов организации усвоения (преподавания и
учения) информации, в-третьих, описание уровней развитости интеллектуальной,
эмоционально-волевой и действенно-практической сфкр личности учащихся разных
возрастов и учеников.
Опираясь на предложенное теоретическое основание Управления по делам
образования определило в качестве своего приоритета -УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
ОБУЧЕНИЯ.