Обновление содержания образования и обучения

Этот учебный год мы начали с проведения недели инструктивно-методических совещаний всех категорий педагогических работников образовательных учреждений города. Целью этого крупномасштабного мероприятия, к которому были привлечены работники ЧИПКРО и ЧГТУ, было определить предпочтительные варианты дидактических комплексов из числа имеющихся на федеральном и региональном уровне для эффективного преподавания учебных дисциплин федерального и областного базисных учебных планов.

При этом на экспериментальных площадках образовательных учреждений города ведется работа по обновлению содержания образования и содержания обучения, а также по отбору инструментария для оценивания образованности и социализованности учащихся и воспитанников.

Обновление содержания образования реализуется на 61 экспериментальной площадке, развернутых в школах и на 28 экспериментальных площадках - в дошкольных образовательных учреждениях.

На 18 экспериментальных площадках отрабатываются структура и функции новых типов образовательных учреждений. В их числе:

В образовательных учреждениях осуществляетспостепенный переход к стандартизированному содержанию образования, зафиксированному в федеральном и областном (региональном) базисных учебных планах, которые позволяют выстраивать освоение содержания образования с учетом принципов релевантности, который означает отнюдь не только учет индивидуальных и возрастных особенностей, как, к сожалению, продолжают считать многие теоретики и практики сферы образования, но и учет региональной социально-экономической и политической ситуации, а также возникновение и образовательной системе новых типов (видов) образовательных учреждений.

Значительно увеличилась сеть школ с расширенным изучением учебных дисциплин. Так, в 49 средних общеобразовательных учреждениях 10090 учащихся изучают расширенные учебные дисциплины из таких образовательных областей, как "Язык и литература", "Искусство". "Общественные дисциплины", "Естественные дисциплины", "Математика" и "Технология".

На экспериментальных площадках развернута работа по отбору учебных материалов к учебным дисциплинам (т.е., текстовые, аудиовизуальные, компьютерные учебные материалы, информационно-справочные учебные материалы, средства обучения, наборы для практических работ и т.д.). Причем эта работа имеет тесную привязку к процессу аттестации педагогических кадров на 1 и 2 квалифицированные категории при экспертном оценивании учебных занятий и их методического оснащения. Формы предъявления учебных материалов и методического оснащения, в целом, самые различные. Это: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН в Курчатовском районе; ПРЕЗЕНТАЦИЯ результатов научно-прикладных исследований и социально-педагогических инициатив в Центральном районе; СМОТРЫ кафедр в районах и на уровне города.

В образовательных учреждениях города проведена инвентаризация учебных программ, учебных материалов. Их количество достаточно велико. Проведена корректировка 702 учебных программ. При этом возможна:

Научно-исследовательская, научно-методическая работа может предполагать разработку и внедрение нового содержания образования. Однако его внедрение по Закону должно согласовываться с субъектом Федерации (ГлавУО) или МО РФ.

В образовательных учреждениях города разработано 33б, так называемых, "авторских программ", с которыми нам предстоит еще большая экспертная работа и работа по их систематизации и нормированию. Однако, сегодня мы можем констатировать, что по многим образовательным областям такие ПРОГРАММЫ созданы:

Языки и литература 70(20,8%)
Искусство 48(14,2%)
Общественные дисциплины 35(10,4%)
Естественные дисциплины 65(19,3%)
Математика и информатика 07(28%)
Физическакультура 7(2,3%)
Технология 16(4,7%)

Однако учительство стремитсвооружить учащихся лишь содержанием академического образования, а личностно-ориентированная дидактика (так называемый, "личностно-ориентированный подход") пока лишь остается красивыми словами, котора кстати говоря, мало отличается от известного принципа индивидуального подхода или как его называет традиционнапедагогика "принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей". Во всяком случае авторы термина "личностно-ориентированнадидактика" не слишком затрудняют себя объяснениями, а их сторонники среди практиков просто сво верят и действуют, ибо, как говорится в одном старом анекдоте, "... что тут думать; прыгать надо...". Единственное, что нас успокаивает, что практики, хоть и повторяют всякие слова за теоретиками, но делают при этом то, что нужно детям. И в ряде образовательных учреждений в этом направлении сделаны уже первые шаги: созданы личностно-ориентированные образовательные программы в учреждениях N 11, 26, 73, 93.

Однако, уже сейчас, в самом начале нашей работы в этом направлении, что личностно-ориентированная дидактика предлагает наличие огромного арсенала дидактических средств, вариантов дидактических комплексов, вариантов учебных материалов с учетом типологии учащихся. Отметим, при этом,

во-первых, что добротная типология учащихся не разработана, а строить работу на ущербных типологиях типа "сильные-средниее-слабые", "одаренные и все остальные" и т.п. не представляется целесообразным;

во-вторых, даже к этим ущербным типологиям мы только начинаем разрабатывать, правда абсолютно бесперспективные, "разноуровневые задания, программы, учебные материалы", "на основе разноуровневого" и других подобных бесперспективных подходов;

в-третьих, достаточно полные дидактические комплексы отсутствуют и, особенно, что касается новых учебных дисциплин и образовательных областей федерального и областного базисных учебных планов.

Нельзя однако признать эти поиски педагогов верно избранным приоритетом их научно-методической и методической деятельноси, поскольку их задача сегодня не столько в поиске удачных учебных материалов и традиционной передаче очень актуальной новой социально-образовательной информации, а, прежде всего, в организации освоения учащимися большого арсенала способов познания объективной реальности, способов познавательной деятельности.

Изменение содержания образования связано с необходимостью освоения новой социально-образовательной информации, однако введение нового содержания образования в процессе обучения в образовательном учреждении должно производитьсячрезвычайно деликатно.

Сегодня в образовательных учреждениях действуют "авторские программы"

Экология, окружающий мир 83 школы (54,2%)
Прикладная химия, основы экономики, маркетинг, менеджмент 11 школ (7,1%)
Математическая логика 27 школ (17,6%)
Компьютерная графика 9 школ (5,8%)

И городскому управлению по делам образования еще предстоит проанализировать состояние преподавания и традиционных, и вновь введенных учебных дисциплин. Также подлежит детальному анализу с позиций адекватности и операциональности вновь разработанные педагогами учебные материалы. Проведенная районными методическими службами инвентаризация показала, что таких учебных материалов, разработанных педагогами города - 434 единицы. В их числе:

Даже представленный достаточно поверхостный статистический анализ состояния работы по созданиюю учебных материалов показывает, что основная их часть представляет собой печатные (словесные) учебные материалы, ориентированные на работу только с "аудиалами", в меньшей степени - с "визуалами" и совсем не ориентирована на работу с "кинестетиками"; и очень незначительная часть представляет собой описание форм, методов, приемов и средств обучения.

Это означает, что методическая работа слишком оторвалась от традиционного своего предмета и сориентировалась на несвойственные ей задачи - обновление содержания образования и обучения.