Жерминаль
Эмиль Золя (1840-1902)
Роман, Франция, 1885
Краткое содержание
Комментарии
Краткое содержание
В 1865 году Этьен Лантье, молодой и смелый механик, остается
без работы, из-за слишком явных социалистических взглядов. Он
направляется в Монсу, решив наняться на шахты. Его решительный
и серьезный характер, остатки культуры очень быстро выделяют его
среди товарищей по несчастью.
Восстав против эксплуатируемого мира, в котором он живет, молодой
человек быстро становится яростным бойцом, пустившись в революционную
пропаганду, и его влияние на голодных, отупевших от страданий
и алкоголя рабочих возрастает.
Этьен Лантье заводит друзей и в семье, в доме которой он живет,
встречает Катрин Маэ, к которой он питает нежные чувства.
Но он также сталкивается с ненавистью шахтера Шаваля, которой
добивается расположения молодой женщины и постепенно соблазняет
ее. Он сталкивается с нигилистскими идеями русского анархиста
Суварина, пылкого последователя Бакунина. В отличие от Лантье,
этот человек стремится к крайним решениям, чтобы разрушить существующее
общество, нимало не заботясь о последствиях такого рода поступков.
Когда Компания понижает зарплату косвенным путем, начинается ужасная
забастовка. Она продлится долгие месяцы. Этьен, убежденный в правомерности
и неизбежном триумфе действий протеста, близко к сердцу принимает
роль глашатая требований шахтеров. Но в порыве честолюбия он слишком
увлекается собственными словами, что настраивает шахтеров против
него.
Постепенно положение людей становится все более и более отчаянным.
Они вынуждены идти на бунт, который быстро подавляют с помощью
военных. Зная, в каком положении находятся их семьи, и уверенные
в том, что ничто не заставит власти уступить, ослабленные мужчины
возвращаются в шахты. Тогда из-за саботажа, устроенного Сувариным,
происходит ужасная катастрофа: шахты обваливаются, при этом погибает
бессчетное количество шахтеров. Для Катрин, Этьена и Шаваля, заблокированных
в затопленных галереях, это самые страшные часы в жизни. Но мужчины
не забыли своего конфликта из-за любви Катрин. Он подпитывается
их устойчивой ненавистью. В последний раз они жестоко дерутся
и Этьен убивает соперника...
Трагедия сближает Этьена и Катрин. Они любят друг друга в темноте,
неподалеку от тела Шаваля. Но молодая женщина умирает, не в силах
перенести событий. Трагедия пощадит лишь нескольких мужчин, среди
которых Этьен - его выносят спасательные бригады.
Попрощавшись со всеми, он уезжает в Париж. Опыт, приобретенный
в Монсу, делает его взрослее. Он утратил многие иллюзии, но приобрел
Веру. Он верит в будущие восстания, как и многие другие...
Натурализм
Эмиль Золя родился в Париже в 1840 году. Его отец умирает, когда
ребенку исполняется семь лет. Семья оказывается в тяжелом положении.
В 18 лет Золя готовит экзамен на степень бакалавра наук, но после
двукратной неудачи оставляет учебу.
Работая таможенником, затем заведуя рекламой в издательстве "Ашет",
он публикует в 24 года свою первую книгу "Сказки Нинон"(1864).
Через четыре года он избирает своими учителями Стендаля, Флобера
и Бальзака и голосует за натурализм ("Тереза Ракен",
1866). Чтение книги Клода Берно "Введение в экспериментальную
медицину" окончательно направляет его творчество. Он хочет
написать историю семьи, роман в восьми томах. Это будет роман
нравов, описывающий общество времен Второй Империи - "Ругон-Маккары".
В отличие от Бальзака, составившего общий план "Человеческой
комедии" уже после написания, Золя целый год работает над
генеалогическим древом Ругон-Маккаров. С 1871 по 1876 год он публикует
шесть первых томов "экспериментального романа" ("Карьера
Ругонов", "Добыча", "Чрево Парижа"...).
В 1877 году он публикует роман "Западня", наделавший
много шума. Поэтапное описание падения Жервезы, пьяницы Монмартра
- вот сильные места романа, в котором автор впервые с таким реализмом
описывает мир рабочих.
В августе 1878 года он заканчивает роман "Нана". Мелкобуржуазные
круги пытаются заставить автора замолчать, чувствуя, что стали
объектом изучения. Тот по своему обыкновению отвечает, что описал
только то, что есть.
Толпа
В 1885 году выходит в свет "Жерминаль". На этот раз
центральное место в романе занимает не отдельный человек или социальные
условия, а толпа. Согласно своему методу, Золя накапливает огромный
документальный материал из научных работ, едет на место и впитывает
атмосферу. В исторических и социологических рамках (забастовки
шахтеров), Золя показывает приключения новой социальной категории
людей, которые хотят изменить условия жизни, не переходя в другой
класс. Труд рабочих-шахтеров стал скорее способом существования,
чем средством жизни. Если персонажами "Жерминаль" (Этьен,
Катрин, Шаваль) управляют их собственные страсти, они принадлежат
к одной категории. В период кризиса они являются прежде всего
членами группы и реагируют как группа. Их личные интересы стираются
перед более важным противостоянием буржуазии и рабочего класса.
Экспериментальный роман
Задумав создать натуралистический экспериментальный роман, Золя
использует в своем стиле любые элементы, сближающие с той реальностью,
которую он описывает. В романе "Жерминаль" очень много
как технических терминов (кайло, крепление шахты), так и разговорных
словечек (стибрить). Золя использует их не для того, чтобы "задать
тон", а чтобы написать "научное произведение".
Произведение вновь не осталось без внимания, так как Золя описал
часть населения, которую многие предпочли бы проигнорировать.
Я обвиняю
В 1894 году Золя путешествует по Италии, где собирает материалы
о Риме для следующего романа. В это время начинается дело Дрейфуса.
В конце 1897 года, ознакомившись с фактами, он начинает борьбу
за оправдание капитана Дрейфуса. Символом этой борьбы стало его
письмо Феликсу Фору "Я обвиняю". Он разоблачает ошибки
процесса и прерывает свое творчество с 1897 по 1900 год, чтобы
восстановить справедливость.
В сентябре 1902 года Золя устраивается на зиму в Париже, где умирает
от удушья.