Жерминаль

Эмиль Золя (1840-1902)


Роман, Франция, 1885

Краткое содержание
Комментарии


Краткое содержание

В 1865 году Этьен Лантье, молодой и смелый механик, остается без работы, из-за слишком явных социалистических взглядов. Он направляется в Монсу, решив наняться на шахты. Его решительный и серьезный характер, остатки культуры очень быстро выделяют его среди товарищей по несчастью.

Восстав против эксплуатируемого мира, в котором он живет, молодой человек быстро становится яростным бойцом, пустившись в революционную пропаганду, и его влияние на голодных, отупевших от страданий и алкоголя рабочих возрастает.

Этьен Лантье заводит друзей и в семье, в доме которой он живет, встречает Катрин Маэ, к которой он питает нежные чувства. Но он также сталкивается с ненавистью шахтера Шаваля, которой добивается расположения молодой женщины и постепенно соблазняет ее. Он сталкивается с нигилистскими идеями русского анархиста Суварина, пылкого последователя Бакунина. В отличие от Лантье, этот человек стремится к крайним решениям, чтобы разрушить существующее общество, нимало не заботясь о последствиях такого рода поступков.

Когда Компания понижает зарплату косвенным путем, начинается ужасная забастовка. Она продлится долгие месяцы. Этьен, убежденный в правомерности и неизбежном триумфе действий протеста, близко к сердцу принимает роль глашатая требований шахтеров. Но в порыве честолюбия он слишком увлекается собственными словами, что настраивает шахтеров против него.

Постепенно положение людей становится все более и более отчаянным. Они вынуждены идти на бунт, который быстро подавляют с помощью военных. Зная, в каком положении находятся их семьи, и уверенные в том, что ничто не заставит власти уступить, ослабленные мужчины возвращаются в шахты. Тогда из-за саботажа, устроенного Сувариным, происходит ужасная катастрофа: шахты обваливаются, при этом погибает бессчетное количество шахтеров. Для Катрин, Этьена и Шаваля, заблокированных в затопленных галереях, это самые страшные часы в жизни. Но мужчины не забыли своего конфликта из-за любви Катрин. Он подпитывается их устойчивой ненавистью. В последний раз они жестоко дерутся и Этьен убивает соперника...

Трагедия сближает Этьена и Катрин. Они любят друг друга в темноте, неподалеку от тела Шаваля. Но молодая женщина умирает, не в силах перенести событий. Трагедия пощадит лишь нескольких мужчин, среди которых Этьен - его выносят спасательные бригады.

Попрощавшись со всеми, он уезжает в Париж. Опыт, приобретенный в Монсу, делает его взрослее. Он утратил многие иллюзии, но приобрел Веру. Он верит в будущие восстания, как и многие другие...

Комментарии к прочитанному

Натурализм

Эмиль Золя родился в Париже в 1840 году. Его отец умирает, когда ребенку исполняется семь лет. Семья оказывается в тяжелом положении. В 18 лет Золя готовит экзамен на степень бакалавра наук, но после двукратной неудачи оставляет учебу.

Работая таможенником, затем заведуя рекламой в издательстве "Ашет", он публикует в 24 года свою первую книгу "Сказки Нинон"(1864). Через четыре года он избирает своими учителями Стендаля, Флобера и Бальзака и голосует за натурализм ("Тереза Ракен", 1866). Чтение книги Клода Берно "Введение в экспериментальную медицину" окончательно направляет его творчество. Он хочет написать историю семьи, роман в восьми томах. Это будет роман нравов, описывающий общество времен Второй Империи - "Ругон-Маккары". В отличие от Бальзака, составившего общий план "Человеческой комедии" уже после написания, Золя целый год работает над генеалогическим древом Ругон-Маккаров. С 1871 по 1876 год он публикует шесть первых томов "экспериментального романа" ("Карьера Ругонов", "Добыча", "Чрево Парижа"...).

В 1877 году он публикует роман "Западня", наделавший много шума. Поэтапное описание падения Жервезы, пьяницы Монмартра - вот сильные места романа, в котором автор впервые с таким реализмом описывает мир рабочих.

В августе 1878 года он заканчивает роман "Нана". Мелкобуржуазные круги пытаются заставить автора замолчать, чувствуя, что стали объектом изучения. Тот по своему обыкновению отвечает, что описал только то, что есть.

Толпа

В 1885 году выходит в свет "Жерминаль". На этот раз центральное место в романе занимает не отдельный человек или социальные условия, а толпа. Согласно своему методу, Золя накапливает огромный документальный материал из научных работ, едет на место и впитывает атмосферу. В исторических и социологических рамках (забастовки шахтеров), Золя показывает приключения новой социальной категории людей, которые хотят изменить условия жизни, не переходя в другой класс. Труд рабочих-шахтеров стал скорее способом существования, чем средством жизни. Если персонажами "Жерминаль" (Этьен, Катрин, Шаваль) управляют их собственные страсти, они принадлежат к одной категории. В период кризиса они являются прежде всего членами группы и реагируют как группа. Их личные интересы стираются перед более важным противостоянием буржуазии и рабочего класса.

Экспериментальный роман

Задумав создать натуралистический экспериментальный роман, Золя использует в своем стиле любые элементы, сближающие с той реальностью, которую он описывает. В романе "Жерминаль" очень много как технических терминов (кайло, крепление шахты), так и разговорных словечек (стибрить). Золя использует их не для того, чтобы "задать тон", а чтобы написать "научное произведение".

Произведение вновь не осталось без внимания, так как Золя описал часть населения, которую многие предпочли бы проигнорировать.

Я обвиняю

В 1894 году Золя путешествует по Италии, где собирает материалы о Риме для следующего романа. В это время начинается дело Дрейфуса. В конце 1897 года, ознакомившись с фактами, он начинает борьбу за оправдание капитана Дрейфуса. Символом этой борьбы стало его письмо Феликсу Фору "Я обвиняю". Он разоблачает ошибки процесса и прерывает свое творчество с 1897 по 1900 год, чтобы восстановить справедливость.

В сентябре 1902 года Золя устраивается на зиму в Париже, где умирает от удушья.