Основные тенденции развития систем образования
в мировой педагогической
практике
Прежде чем приступить к изучению конкретных новых педагогических
технологий, мы предлагаем ознакомиться хотя бы в
кратком изложении с основными тенденциями развития систем образования в мире.
Думаю, это поможет лучше понять роль новых технологий в практике
обучения, которую скорее следует рассматривать как процесс интеллектуального,
творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится
ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию
обучение. Чем обусловлено такое направление педагогической науки и
практики?
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы
чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических
условиях жизни?
Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в
XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и
труду?
Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы попробуем
вам дать в этом курсе. И начнем наш разговор с анализа основных тенденций
развития систем образования в мировой педагогической практике.
Системы образования призваны способствовать реализации
основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо
именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах
экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как
базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно
гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный
положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение.
Вместе с тем школа достаточно консервативна и не всегда
социально - экономические изменения, научно - технический прогресс находят
необходимый отклик в среде школьных и вузовских работников. Разве не
актульны парадоксальные выводы, высказанные американским учителем Конни
Стаут на страницах журнала Educom Review (nov./dec 1994, p. 38) о том, что
учитель, получивший диплом в 1890 году, мог бы совершенно спокойно войти
сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок. Представить себе
аналогичное положение, например, в хирургии просто невозможно. Но учебный
процесс в массовой школе мало изменился со времен Гербарта, предложившего
классно - урочную систему и определенную схему ведения урока. Мне возразят, что
с тех пор изменилось кардинальным образом содержание обучения, появилось
огромное количество новых средств обучения. Все это так, и
вместе с тем, мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX
веке - учитель - учебник (читай система средств обучения) - ученик. Это
система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом
процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что
ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на
практике в должной мере. Для этого важно, чтобы философская парадигма
демократического устройства общества: человек - общество - государство
реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь, в системе
образования.
В настоящее время практически все развитые страны мира
осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы
ученик, студент действительно стали центральной
фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность
учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков
программ образования средств обучения административных работников, т.е.
процесс познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном
обучении.
Это стало особенно очевидно, когда образование во всех практически развитых
странах приобрело характер обязательного массового среднего образования.
Важность такого подхода к образованию, по-моему, очень точно выразил один
видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало
беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области,
поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год
и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их
усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику
приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией,
самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях,
приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что
именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Итак, общество информационных технологий или как его называют
постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX -
середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы
его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать
решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Отсюда современное информационное общество ставит перед
всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки
выпускников, способных:
Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным
в силу отсутствия реальных условиий для их выполнения при традиционном
подходе к образованию, традиционных средствах обучения в большей степени
ориентированных на классно-урочную систему занятий. За последние 10-15 лет
такие условия если не созданы полностью, то создаются в разных странах с
разной степенью успешности.
Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность
вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не
процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности
каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания
где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это
возможность работать совместно, в сотрудничестве при
решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные
коммуникативные умения, возможность широкого общения со
сверстниками из других школ своего региона, других регионов
страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой
информации не только в информационных центрах
своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира
с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения
по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Решение этих задач требует комплексных усилий не только
школы, но и всего общества. Процесс обучения современного человека не
заканчивается в школе, профессионально-технических
училищах, вузах. Он становится непрерывным. Система непрерывного
образования - веление времени. Поэтому уже в настоящее
время возникла очевидная потребность не только в очном обучении, но и в
дистанционном, на основе современных информационных технологий.
Нужна новая парадигма образования: ученик -
предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные
технологии) - учитель, присущая всем видам образования всем
образовательным системам.
Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и
последовательно, причем в достаточно короткие сроки,
ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей
учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. С этой целью, видимо,
целесообразно, учитывая характер системообразующих
связей между компонентами образовательной системы,
найти то звено, за которое можно вытащить всю цепь, т.е. реально
выполнить цели образования в новых социальных и экономических условиях.
На наш взгляд, таким звеном могут стать новые педагогические и
информационные технологии. Отделить одно от другого
невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических
технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые
информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать
возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.
Поэтому прежде всего важно определиться с приоритетами в
области педагогических технологий с учетом поставленных целей
образования, с учетом интересов развития личности.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения являются:
Все три направления новых педагогических технологий относятся к так
называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной
отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности
человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие
самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в
мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу,
основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.
Сказанное между тем вовсе не означает стремление авторов к революционным
преобразованиям в педагогике. Речь, с нашей точки зрения, может идти лишь
об эволюционном процессе, учитывающем потребности сегодняшнего
дня, о смене приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе
классных занятий на самостоятельную активную познавательную
деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей,
деятельность, не всегда укладывающуюся в систему
урока. Если каждое из указанных направлений педагогических
технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также
между собой и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе,
постепенно, вполне естественно вытесняя традиционные
методы и формы работы, то, думается с течением времени
удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации
учебного процесса в наших условиях с учетом специфики
российской школы и нашей культурной среды.
Теперь, надеюсь, понятно, почему один из первых наших дистанционных курсов мы
решили посвятить технологии сотрудничества и методу проектов.
Если вас заинтересовали эти педагогические технологии, давайте обратимся к
самому курсу, в ходе которого вы сможете под руководством опытного
педагога-куратора кандидата педагогических наук Моисеевой Марины
Владимировны не только ознакомиться с этими технологиями, но попробовать
свои силы в их применении.
Тех, кто будет иметь возможность побывать в Москве, мы приглашаем посетить
экономико-математическую гимназию N 1512, где эти технологии активно
используются в преподавании ряда предметов уже на протяжении нескольких
лет.
Итак, приглашаю вас в нашу дружную компанию, с которой вы познакомитесь
по мере работы над курсом.
Таково веление времени не только для нашей российской
школы, но и практически для любого развитого общества, что,
естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к
образовательным системам. Об этом говорят многочисленные публикации
специализированных журналов, доклады на международных конференциях и
симпозиумах, наконец, об этом говорят специально подготовленные
аналитические материалы разных образовательных центров и ассоциаций для
общественности и правительственных органов своих стран. Такой вывод был,
например, сделан в докладе, подготовленном Международным центром образования
"Определение эффективности обучения в американских школах" (июнь 26-29, 1994,
штаты Атланта и Джорджия) на основе тщательнейшего анализа состояния
образования в 10 крупнейших странах мира (США, Канада, Китай, Корея,
Япония, Франция, Россия, Германия, Великобритания, Дания) по трем базовым
предметам - математике, физике, языкам (чтение, письмо, говорение/слушание).
Таковы выводы Круглого стола, организованного на страницах журнала Educom
Review в ноябре 1994 года, в котором приняли участие ведущие педагоги США,
бизнесмены, учителя и администраторы различных образовательных структур из
разных штатов.
Кроме того, если мы действительно хотим провозгласить гуманистический
подход к образованию в качестве стратегического,
то это означает возможность для любого человека не просто получить
обязательное среднее образование, но и предоставить ему
возможность выбора формы такого образования (очное или дистанционное),
ориентацию образования (с гуманитарным или естественно-научным уклоном,
историческим, экологическим, языковым профилем; в общеобразовательной
школе, гимназии или лицее, пр.)