ПРОГРАММА КУРСА(72 часа)
Объяснительная записка
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Введение (6 часов)
Понятие о дистанционном обучении как обучении на расстоянии. Актуальность дистанционного обучения для современного личностно-ориентированного образования. Месть и роль дистанционного обучения в реформировании отечественного образования. | |
Особенности заочного обучения, его достоинства и недостатки. Принципиальное отличие дистанционного обучения от заочного обучения. Самообразование. | |
Основные модели дистанционного обучения. | |
Примеры отечественных и зарубежных дистанционных курсов. | |
Практическая работа 1. Исследование возможностей дистанционного обучения применительно к различным сферам образования. |
Специфические особенности телекоммуникационной среды Интернет. Современные технологии поиска и представления информации. Российский сектор Интернет. Общая характеристика пользователей Интернет. | |
Требования к знаниям и умениям координатора по работе в Интернет. | |
Дидактические свойства и функции компьютерных телекоммуникаций. Определение дидактических функций Интернет на основе дидактических свойств. | |
История образовательного сектора Интернет. Интернет в сфере среднего образования. Интернет в сфере высшего образования. Проекты и фонды в поддержку развития образовательных телекоммуникаций в России. Деятельность Института Открытое Общество (Фонд Сороса) в сфере образования. | |
Интернет для сферы образования. Образовательные услуги и дидактические свойства Интернет. Информационная среда Интернет для образования. | |
Практическая работа 2-3. Использование HTML для представления информации в условиях дистанционного обучения. Характеристика отдельных видов ресурсов Интернет. Знакомство с тематическими сайтами Интернет в категории "Образование". |
Особенности коммуникации в условиях Интернет. Стилистика письменной речи координатора. Коммуникация со студентами при проведении телеконференций. | |
Деловая
переписка со студентами. Примеры оформления деловой корреспонденции.
Электронная подпись. Русский и английский язык в Интернет. Грамотность
речи координатора. |
|
Телекоммуникационный этикет. Формальное и неформальное общение участников дистанционного обучения. | |
Практическая работа 4-5. Составление типового электронного письма. Дискуссия в режиме реального времени (чате). |
Модуль 3. Координатор дистанционного обучения (8 часов)
Координатор дистанционного обучения √ новая профессия на рынке труда. Особенности подготовки координаторов. Институт кураторства в сфере высшей школы. Опыт координаторов телекоммуникационных проектов. Особенности работы координатора в условиях интерактивной среды Интернет. Взаимодействие координатора с другими участниками дистанционного обучения. Формы и методы взаимодействия в условиях Интернет. | |
Основные требования к знаниям и умениям координаторов. | |
Функциональные обязанности персонала, отвечающего за проведение дистанционного обучения. | |
Самообразование и повышение квалификации координатора. | |
Практическая работа 6-7. Самооценка готовности координатора к работе со студентами в условиях дистанционного обучения. Дискуссия в режиме списка рассылки. |
Особенности поведения человека в условиях телекоммуникационной среды Интернет. Психологические типы людей, работающих в Интернет. | |
Психологическое тестирование студентов по Интернет. Формирование виртуальных учебных групп. Психологические тренинги по Интернет. | |
Конфликтные ситуации и методы их преодоления. Природа агрессивного поведения человека в условиях Интернет. | |
Психологические трудности, возникающие у студентов и преподавателей при дистанционном обучении. | |
Способы активизации познавательной деятельности студентов. | |
Практическая работа 8. Ролевая игра "Решение педагогических ситуаций". |
Особенности подготовки специалистов в условиях информационного общества. Факторы, определяющие выбор системы обучения. Отличие обучения от самообразования. | |
Инновации в мировой педагогике. Роль учителя в обучении. Изменение роли учителя в условиях личностно-ориентированного обучения. | |
Новые педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов. Метод телекоммуникационных проектов. Исследовательский метод. Индивидуальное и дифференцированное обучение. Модульное обучение. | |
Практическая работа 9. Групповой телекоммуникационный проект с использованием новых педагогических технологий. |
Особенности
построения курса дистанционного обучения. Структура, основные компоненты.
Формы и методы дистанционного обучения. |
|
Разработка
учебного плана. Подготовка организационных и методических материалов.
Координация работы слушателей по учебному плану. |
|
Контроль учебной деятельности слушателей курсов. Тестирование по сети. Виды тестирования, примеры. | |
Практическая работа 10-12. Составление психолого-педагогических характеристик на партнеров по проектной работе в сети. Разработка проекта концепции дистанционного курса. Разработка тестовых заданий. |