Д Е К А Н А Т
Тематическое планирование

ПРОГРАММА КУРСА(72 часа)

Объяснительная записка

В современных условиях общество ставит перед образованием задачу предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. При этом нужно обеспечить его подготовку к жизни в условиях быстрой смены информационных потоков, к возможной смене профессии, к активной, самостоятельной деятельности, к общению с людьми, принадлежащими к различным социокультурным обществам, к быстрой адаптации в новых условиях деятельности.

Необходимость обучения и переобучения уже в ближайшем будущем большого количества работников различных специальностей повлекла за собой появление такой новой формы образования как дистанционное обучение.

Под дистанционным обучением мы понимаем разновидность заочного обучения, предусматривающую активный обмен информацией между всеми участниками обучения и использующую в максимальной степени современные средства новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации.

Дистанционное обучение, организованное на базе компьютерных телекоммуникаций, занимает все большее место как в российской, так и в зарубежной системе образования. Практически во всех ведущих вузах России уже существуют кафедры дистанционного обучения, с 1996 года действует общегосударственная программа развития системы дистанционного обучения. На реализацию этой программы выделено немало средств, создана материальная база - университетские телекоммуникационные центры с прямым выходом в Интернет, идет постепенное наполнение отечественных серверов информацией образовательного характера, создаются электронные архивы и библиотеки. За последние 1-2 года стали появляться различные дистанционные курсы для желающих получить среднее специальное, высшее образование или повысить свою квалификацию. Вместе с тем, широкое развитие дистанционного обучения пробуксовывает, что выражается прежде всего в том, что:

  1. большинство дистанционных курсов по сути своей ничем не отличаются от традиционного заочного обучения (отсутствуют постоянные контакты между преподавателями и обучающимися, проводятся обязательные очные сессии и т.п.;
  2. дистанционные курсы, как правило, не становятся экономически эффективными;
  3. практически отсутствуют подготовленные специалисты - кураторы учебных групп и координаторы дистанционных курсов, владеющие современной методикой организации работы с обучающимися в условиях Интернет;
  4. затруднена интеграция российской системы дистанционного обучения с другими подобными зарубежными системами поскольку отсутствуют специалисты, знакомые как с отечественной, так и с зарубежной (американской) системами образования.

Таким образом, существует противоречие между потребностью в ускоренном развитии российской системы дистанционного обучения и отсутствием специалистов, которые собственно и призваны развивать эту систему. До настоящего времени ни одна российская организация (вуз, образовательный центр, школа, институты повышения квалификации и т.п.) не занималась подготовкой специалистов для системы дистанционного обучения, компетентных одновременно в нескольких областях (что связано с комплексным характером этой формы обучения):

  1. в своей предметной области;
  2. в современных активных методах обучения (обучении в сотрудничестве, проектных, исследовательских методах и т.п.);
  3. в технологиях Интернет, использующихся при дистанционном обучении;
  4. в вопросах психологии общения в условиях Интернет;
  5. в вопросах организации, управления и мониторинга дистанционных курсов.

Специалистов такого широкого профиля можно и нужно готовить в рамках системы повышения квалификации в форме дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций. При этом возможен одновременный охват большого количества обучаемых.

Цели и задачи курса
Главная цель данного учебного курса - подготовить специалистов в области дистанционного обучения, владеющих современными методами и технологиями обучения и готовых к организации и проведению дистанционных курсов в условиях специфической телекоммуникационной учебной среды. Задачи курса следующие:

  1. выявить индивидуальные личностные и профессиональные качества слушателей курсов, влияющие на успех их деятельности в качестве координаторов;
  2. познакомить слушателей с особенностями дистанционных курсов, организованных на базе Интернет;
  3. познакомить слушателей с современными педагогическими технологиями, использующимися при дистанционном обучении на базе Интернет;
  4. определить ключевые проблемы взаимодействия координатора-педагога и слушателей курсов дистанционного обучения;
  5. дать слушателям необходимые знания и умения для организации интерактивного взаимодействия со слушателями, работающими в сети, показать пути решения конфликтных ситуаций и т.д.

Назначение курса
Курс предназначен для преподавателей средней и высшей школы, а также методистов институтов повышения квалификации работников образования и руководителей различных образовательных проектов, которые задействованы в организации и проведении дистанционных курсов на базе Интернет. Учитывая специфику данного курса, на него могут быть зачислены специалисты в области образования,

  1. имеющие опыт работы в качестве преподавателя не менее 3-х лет;
  2. владеющие базовыми навыками работы в Интернет;
  3. имеющие условия для обучения на курсах (постоянный адрес в сети Интернет - на все время обучения, доступ к компьютеру и модему - не менее 6 часов в неделю).

Краткая характеристика курса
Данный курс организован в форме дистанционного обучения по технологии, разработанной в Лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО. Отличительной особенностью данной технологии является интерактивность обучения. Слушатели работают не только с гипертекстовым учебником, содержащим основной учебный материал, но и выполняют серию проектов в составе виртуальных учебных групп. Таким образом, слушатели курсов усваивают не только теоретический материал, но и на практике проверяют многое из того, что они прочитали в учебнике. Сеть Интернет используется при этом и как учебная среда, и как среда общения. Слушатель не остается один на один с курсом - в любой момент работы в сети он может задать интересующий его вопрос или авторам курса, или всей учебной группе сразу (по электронной почте или на телеконференции). Курс содержит разнообразные тесты, благодаря которым слушатели смогут узнать о себе много нового, а, возможно, и скорректировать отдельные, профессионально значимые, черты характера. Курс является модульным, включает несколько отдельных модулей (тем), изучать которые можно практически в любой, удобной для слушателя, последовательности.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Введение (6 часов)
Понятие о дистанционном обучении как обучении на расстоянии. Актуальность дистанционного обучения для современного личностно-ориентированного образования. Месть и роль дистанционного обучения в реформировании отечественного образования.
Особенности заочного обучения, его достоинства и недостатки. Принципиальное отличие дистанционного обучения от заочного обучения. Самообразование.
Основные модели дистанционного обучения.
Примеры отечественных и зарубежных дистанционных курсов.
Практическая работа 1. Исследование возможностей дистанционного обучения применительно к различным сферам образования.



Модуль 1. Работа координатора в Интернет (12 часов)
Специфические особенности телекоммуникационной среды Интернет. Современные технологии поиска и представления информации. Российский сектор Интернет. Общая характеристика пользователей Интернет.
Требования к знаниям и умениям координатора по работе в Интернет.
Дидактические свойства и функции компьютерных телекоммуникаций. Определение дидактических функций Интернет на основе дидактических свойств.
История образовательного сектора Интернет. Интернет в сфере среднего образования. Интернет в сфере высшего образования. Проекты и фонды в поддержку развития образовательных телекоммуникаций в России. Деятельность Института Открытое Общество (Фонд Сороса) в сфере образования.
  Интернет для сферы образования. Образовательные услуги и дидактические свойства Интернет. Информационная среда Интернет для образования.
Практическая работа 2-3. Использование HTML для представления информации в условиях дистанционного обучения. Характеристика отдельных видов ресурсов Интернет. Знакомство с тематическими сайтами Интернет в категории "Образование".



Модуль 2. Коммуникация в условиях Интернет (8 часов)
Особенности коммуникации в условиях Интернет. Стилистика письменной речи координатора. Коммуникация со студентами при проведении телеконференций.
Деловая переписка со студентами. Примеры оформления деловой корреспонденции. Электронная подпись. Русский и английский язык в Интернет. Грамотность речи координатора.
Телекоммуникационный этикет. Формальное и неформальное общение участников дистанционного обучения.
Практическая работа 4-5. Составление типового электронного письма. Дискуссия в режиме реального времени (чате).



Модуль 3. Координатор дистанционного обучения (8 часов)
Координатор дистанционного обучения √ новая профессия на рынке труда. Особенности подготовки координаторов. Институт кураторства в сфере высшей школы. Опыт координаторов телекоммуникационных проектов. Особенности работы координатора в условиях интерактивной среды Интернет. Взаимодействие координатора с другими участниками дистанционного обучения. Формы и методы взаимодействия в условиях Интернет.
Основные требования к знаниям и умениям координаторов.
Функциональные обязанности персонала, отвечающего за проведение дистанционного обучения.
Самообразование и повышение квалификации координатора.
Практическая работа 6-7. Самооценка готовности координатора к работе со студентами в условиях дистанционного обучения. Дискуссия в режиме списка рассылки.



Модуль 4. Психолого-педагогические особенности работы со слушателями (8 часов)
Особенности поведения человека в условиях телекоммуникационной среды Интернет. Психологические типы людей, работающих в Интернет.
Психологическое тестирование студентов по Интернет. Формирование виртуальных учебных групп. Психологические тренинги по Интернет.
Конфликтные ситуации и методы их преодоления. Природа агрессивного поведения человека в условиях Интернет.
Психологические трудности, возникающие у студентов и преподавателей при дистанционном обучении.
Способы активизации познавательной деятельности студентов.
Практическая работа 8. Ролевая игра "Решение педагогических ситуаций".



Модуль 5. Новые педагогические технологии в работе координатора дистанционных курсов (20 часов)
Особенности подготовки специалистов в условиях информационного общества. Факторы, определяющие выбор системы обучения. Отличие обучения от самообразования.
Инновации в мировой педагогике. Роль учителя в обучении. Изменение роли учителя в условиях личностно-ориентированного обучения.
Новые педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов. Метод телекоммуникационных проектов. Исследовательский метод. Индивидуальное и дифференцированное обучение. Модульное обучение.
Практическая работа 9. Групповой телекоммуникационный проект с использованием новых педагогических технологий.



Модуль 6. Организация мониторинга дистанционного обучения (10 часов)
Особенности построения курса дистанционного обучения. Структура, основные компоненты. Формы и методы дистанционного обучения.
Разработка учебного плана. Подготовка организационных и методических материалов. Координация работы слушателей по учебному плану.
Контроль учебной деятельности слушателей курсов. Тестирование по сети. Виды тестирования, примеры.
Практическая работа 10-12. Составление психолого-педагогических характеристик на партнеров по проектной работе в сети. Разработка проекта концепции дистанционного курса. Разработка тестовых заданий.